Экскурс 2.1

Исторически сложившаяся систематика и профессиональные предпочтения

Наиболее старая классификация:

· Интроспекция

o Многообразие линий рассмотрения внутреннего опыта, уморительно постигаемого субъектом

o Необходимо научение: что же фиксировать и как интерпретировать

o Отягощенность субъекта психологическими знаниями и неспецифичность своего предмета

o Вундт: экспериментальная интроспекция (изменение стимуляции + отчет о внутреннем опыте)

o Современное внутреннее наблюдение: анализ самоотчетов + оценка вклада субъективной составляющей в процессе любого внешнего наблюдения

· Экстероспекция, включая наблюдение

o Метод экстероспекции – наблюдение а другим человеком и группой людей, или вешнее наблюдение. Позиции испытуемого и наблюдателя разделены – как метод наблюдения за поведением

o Более широко: как возможность экспликации характеристик процессов и состояний, не подводимых под категорию форм поведения (время реакции, КГР и т.д.)

o Использование психологических реконструкций

· Понимание

o + феноменологический метод, герменевтика, психология понимания

o Метод понимания – общее название для ряда форм субъективного познания, предполагающих «непосредственное восприятие чужой души»

o Познание души (Дильтей)(сейчас: + понимание текста) как предмет психологии, интуиция + эмпатия

o Понимание как цель любого психологического метода и как один и компонентов мышления

o Понимание как уровень интерпретации, + ценностные аспекты

Авторы: Zachar, Leong

Тема: устойчивость интересов психологов-исследователей и психологов-практиков

Гипотеза: исходные предпочтения и личностные особенности приводят к тому, что студенты выбирают либо карьеру исследователей, либо карьеру практиков

Метод: корреляционный подход + лонгитюдный (сочетание неэкспериментальных методов в исследовательских целях)(метод перекрестно-отсроченных корреляций)

Схема исследования: 1) сравнение трех групп испытуемых (аспиранты по психологическим направления в трех университетах, в каждом три направления: клиническое, консультационное, экспериментальное). 1989 - им послали опросники об интересах и видах деятельности психологов. Откликнулись 66% (204 шт; 33% - м, 67% - ж). их условно объединили в две группы: исследовательская программа и клиническая программа (разбиение по специализации – либо внешне категориальная переменная, либо переменная индивидуальных различий)

2) 1999 – вторая батарея тех же тестов для найденных 160 респондентов. Итоговая выборка – 50% от протестированных 1989. Новая дифференциация: 35% - консультационные программы, 44% - клинические, 21% - экспериментальных

Результаты: исследовательские и практические интересы (ЗП) в 1989 значимо коррелировали с количеством с количеством исследовательских часов в неделю в 1999, часов, потраченным на психотерапию, на преподавание, а также с количеством публикаций и посещенных клинических мастер-классов. Интересы как присущие именно профессиональной группе показали временную стабильность

Выводы: выводы не могут быть направленными, т.к остались равноправными две конкурирующие гипотезы: о влиянии внешнего критерия (как обусловливающего ЗП профессиональных интересов) и о том, что именно исходные предпочтения привели студентов в ту или иную группу => развертывание системы доводов пользу последней гипотезы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: