Исторически сложившаяся систематика и профессиональные предпочтения
Наиболее старая классификация:
· Интроспекция
o Многообразие линий рассмотрения внутреннего опыта, уморительно постигаемого субъектом
o Необходимо научение: что же фиксировать и как интерпретировать
o Отягощенность субъекта психологическими знаниями и неспецифичность своего предмета
o Вундт: экспериментальная интроспекция (изменение стимуляции + отчет о внутреннем опыте)
o Современное внутреннее наблюдение: анализ самоотчетов + оценка вклада субъективной составляющей в процессе любого внешнего наблюдения
· Экстероспекция, включая наблюдение
o Метод экстероспекции – наблюдение а другим человеком и группой людей, или вешнее наблюдение. Позиции испытуемого и наблюдателя разделены – как метод наблюдения за поведением
o Более широко: как возможность экспликации характеристик процессов и состояний, не подводимых под категорию форм поведения (время реакции, КГР и т.д.)
o Использование психологических реконструкций
|
|
· Понимание
o + феноменологический метод, герменевтика, психология понимания
o Метод понимания – общее название для ряда форм субъективного познания, предполагающих «непосредственное восприятие чужой души»
o Познание души (Дильтей)(сейчас: + понимание текста) как предмет психологии, интуиция + эмпатия
o Понимание как цель любого психологического метода и как один и компонентов мышления
o Понимание как уровень интерпретации, + ценностные аспекты
Авторы: Zachar, Leong
Тема: устойчивость интересов психологов-исследователей и психологов-практиков
Гипотеза: исходные предпочтения и личностные особенности приводят к тому, что студенты выбирают либо карьеру исследователей, либо карьеру практиков
Метод: корреляционный подход + лонгитюдный (сочетание неэкспериментальных методов в исследовательских целях)(метод перекрестно-отсроченных корреляций)
Схема исследования: 1) сравнение трех групп испытуемых (аспиранты по психологическим направления в трех университетах, в каждом три направления: клиническое, консультационное, экспериментальное). 1989 - им послали опросники об интересах и видах деятельности психологов. Откликнулись 66% (204 шт; 33% - м, 67% - ж). их условно объединили в две группы: исследовательская программа и клиническая программа (разбиение по специализации – либо внешне категориальная переменная, либо переменная индивидуальных различий)
2) 1999 – вторая батарея тех же тестов для найденных 160 респондентов. Итоговая выборка – 50% от протестированных 1989. Новая дифференциация: 35% - консультационные программы, 44% - клинические, 21% - экспериментальных
|
|
Результаты: исследовательские и практические интересы (ЗП) в 1989 значимо коррелировали с количеством с количеством исследовательских часов в неделю в 1999, часов, потраченным на психотерапию, на преподавание, а также с количеством публикаций и посещенных клинических мастер-классов. Интересы как присущие именно профессиональной группе показали временную стабильность
Выводы: выводы не могут быть направленными, т.к остались равноправными две конкурирующие гипотезы: о влиянии внешнего критерия (как обусловливающего ЗП профессиональных интересов) и о том, что именно исходные предпочтения привели студентов в ту или иную группу => развертывание системы доводов пользу последней гипотезы