Схема Хольцкампа
Мир теорий и мир психологической реальности
Асимметрия вывода о теоретической гипотезе
Если верно положение P, то из него на эмпирическом уровне следует закономерность q (соответствующая экспериментальной гипотезе) (из большего общения делаем меньшее)
Закономерностей q может быть много (q1, q2, qn)
«Если p, то q» - это не чисто логическое высказывание, т.к. q – область эмпиричексой реальности, p – мир теорий
С другой стороны, q может выводиться из разных p: p1, p2, pn
Экспериментальные гипотезы всегда открыты для дальнейшей проверки
Асимметрия вывода заключается в разных следствиях, принимаемых при получении опытных данных «за» и «против» экспериментальной гипотезы
Modus tollens как норматив рассуждения: если высказывание q (отражающее эмпирическое содержание ЭГ) есть следствие P (обобщенного высказывания), то получение при такой посылке не-q в результате эксперимента (т.е. установление иного эмпирического результата, что соответствует контргипотезе) требует опровергнуть высказывание P:
[(P → q) & не-q] → не-P
Поппер: принцип асимметрии вывода из экспериментальных данных как основной норматив гипотетико-дедуктивных выводов
Критический эксперимент позволяет осуществить выбор между двумя конкурирующими теориями, из которых следуют ЭГ и КГ, или установить их относительную «подкрепленность» со стороны эмпирии
1.2. Теоретические интерпретации в отношении к гипотезам и эмпирическим данным
Гипотезы как связующее звено между «миром теорий» и «миром эмпирии»
ПР |
ЭМ |
Т |
Мир психологической реальности открыт человеку – как его субъективный опыт и исследователь, который реконструирует психологическую реальность
Мир теорий: психологические понятия, законы, концепции, теории
Экспериментальные модели: из теории и из наблюдаемых феноменов. Это область и реализованных психологических исследований
Следование научным нормативам – критерий теории
К. Хольцкамп – немецкий автор критической психологии
Те системы взглядов, по отношению к которым не могут быть проверены вытекающие из них следствия – эмпирически не загруженные
Загруженность теории | Подлинная (нередуцируемая) | Неподлинная (редуцируемая) |
Настоящая, или собственная, загруженность (после реализации опытов) | Значительный успех реализации опытов благодаря свойствам (качествам) изучаемого предмета | Незначительный успех опытов из-за недостаточности средств операционализации или влияний неконтролируемых факторов |
Ненастоящая загруженность (без реализации опытов) | Принципиальная нереализуемость опытов, обусловленная своеобразием высказываний об эмпирических зависимостях | Фактическая нереализуемость опытов для проверки общего высказывания, которые в принципе могут быть приведены |
(строки: есть средства операционализации или нет)
Нижний уровень: использование объяснительных схем, в которых понятия максимально загружены эмпирически
Средний уровень: выдвижение гипотетически мыслимых следствий, доступных эмпирической проверке и предстающие в виде экспериментальных гипотез. + Содержательные объяснения причинного характера
Верхний уровень: категориальные основы для обоснования других теорий, это методологический базис развития психологических школ. Понятия с максимальной степенью общности – категории (например, теория деятельности Леонтьева)
Гипотетические конструкты – это понятия теории, выполняющие функцию объяснения тех или иных эмпирически установленных закономерностей; они реализуют свою конструктивную роль благодаря их включенности в теории, или теоретические модели, среднего уровня