Экскурс 14.1.
Активность наблюдения и понимание предмета изучения
Опосредованность наблюдения познавательными целями
Целостное восприятие или селективное восприятие – зависит от цели (это диктует гипотеза: что и как нужно наблюдать)
Наблюдательность как способность подмечать в явлениях не только характерные, но и особенные черты
Познавательные цели ведут к селекции предметного содержания: что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом
Общие признаки наблюдения как метода и методики:
· Активность наблюдателя в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных, получаемых путем наблюдения
· Включенность наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов как научных и психологических è
o Описательное наблюдение
o Объяснительное наблюдение (+ интерпретационные компоненты)
Смешение ярлыков «ненаучности» исследования и «ненаблюдаемости» субъективного опыта человека
Наблюдаемое в психологии:
1) Поведение субъекта
2) Внешне различимые формы поведения людей в группах
3) Языковое сознание личности, выраженное в речи
4) Экспрессивные формы эмоциональных состояний субъекта
5) Черты личности, проявляющиеся в ее поступках, биографический путь личности
Представления о том, что же наблюдать связаны с пониманием предмета изучения
Уже в цели наблюдения отражен подход исследователя к интерпретации фактов психической жизни человека => сложно развести описательное и объяснительное наблюдение
Автор: Т. Дембо
Цель: изучение условий возникновения и динамики гнева
Методика: путем создания ситуаций нерешаемых задач моделировались условия для провокации гнева у испытуемых + наблюдение за всем, что только можно наблюдать
14.2. Квалификация событий в единицах и категориях наблюдения
Научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую психологическую реальность
Также опосредовано теоретическими представлениями об изучаемой реальности (они включены не только в объяснение, но и в сам процесс наблюдения) и выдвигаемыми познавательными гипотезами
Категории и единицы для описания наблюдаемой реальности
Введение единиц позволяет: ввести рамки для наблюдаемого процесса, выбрать язык описания и способы фиксации данных, систематизация и контроль включения теоретического «взгляда»
Качественное описание – первая стадия отражения результатов наблюдения, процесс квалификации наблюдаемых событий
Два типа подходов к описанию явлений:
1. Репертуар единиц естественного языка
2. Система категорий (в системе теоретических взглядов исследователя. Категоризованное наблюдение: вычленение единиц и подведение их под категорию (обобщение процессе наблюдения)
Описательное и объяснительное наблюдение различаются по степени включенности интерпретации
Система категорий – такая совокупность выделенных единиц, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса