Цицерон
ВВЕДЕНИЕ
«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины»
«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться»
В. О. Ключевский
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого»
История – греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном. История это:
1) процесс развития природы и общества;
2) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем.
История – фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей. В наиболее переломные периоды своей истории народы обращаются к своему прошлому, пытаются осмыслить свой исторический путь. Не случайно эпохи великих переломов отмечены усилением интереса к истории. Знание прошлого своего народа и всего человечества – необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного.
Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памяти Мнемозины – Клио, которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в. до н.э.
История как наука выполняет следующие социальные функции:
● научно-познавательные, т.е. выявление главных тенденций общественного развития, помощи обществу познать самого себя;
● социальной памяти, т.е. накопления и сохранения в памяти человечества опыта предшествующих поколений;
● прогнозирующие, т.е. на основе изучения исторического прошлого можно прогнозировать развитие будущего;
● воспитательные, т.е. изучение истории воспитывает у народа нравственность, чувство патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества.
Реализуя эти функции, историческая наука активно учувствует в формировании исторического сознания общества, т.е. его представлений о прошлом.
В российской историографии, как правило, выделяют следующие периоды истории:
§эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад);
§эпоха Древнего Востока (III-II тыс. до н.э.);
§Античная эпоха (VIII в. до н.э. – V в. н.э.);
§эпоха Средних веков (конец V – XV вв.);
§Новое время (XV вв. – 1917 гг.);
§Новейшее время (1917–1991 гг.);
§Современность (с 1991 г.).
Главной целью исторического познания является получение исторической истины – объективного, системного, конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников.
Исторический источник – материальный носитель с зафиксированной информацией о прошлом человеческого общества. Историческим источником является все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания. Все исторические источники можно разделить на семь групп:
1. Письменные источники;
2. Вещественные – археологические памятники (остатки материально-производственной деятельности человека), остатки поселений и погребений, ремесленные изделия, орудия труда, святилища, монеты и др.;
3. Этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки и пережитки древнего быта различных народов): обычаи, обряды, условия быта и т.д.;
4. Фольклорные материалы (устное народное творчество): сказки, легенды, эпос, былины, частушки и т.д.;
5. Лингвистические памятники (данные языка, географические названия и т.д.);
6. Кино-фотодокументы;
7. Фонодокументы (аудизаписи в различных формах).
Если для изучения догосударственного периода и первых веков развития русского государства главную роль играют вещественные, этнографические, фольклорные и лингвистические памятники, то с возникновением письменности наибольшее значение для историков приобретают письменные источники. Письменные источники можно также разделить на несколько групп:
1.) Летопись – погодное повествование о событиях. Академик А.А. Шахматов установил, что летописи – не непосредственное отражение того, что было написано, а своды, основанные на нескольких источниках. Особенности летописей – их субъективность, пристрастность. Авторами были монахи или приближенные к главам государства, которые описывали события с учетом политической обстановки, возвеличивая одних князей и принижая роль других. Поэтому летописи как источник нуждаются в критическом анализе. Центральный летописный свод – «Повесть временных лет» – описывающий события от сотворения мира до начала XII в. (автор – монах Нестор). В XVII в. летописание прекращается, т.к. появляются другие исторические сочинения и начинает развиваться историческая наука.
2.)Законодательныеакты – правовые документы, исходящие от государственной власти и имеющие высшую юридическую силу. Для дореволюционной России можно привести следующие памятники: «Русская Правда» (XI-XII вв.); Судебник Ивана III (1497 г.); Судебник Ивана IV (1550 г.); Соборное уложение 1649 г., а также ссудные и уставные грамоты (памятники эпохи раздробленности).
3.)Актовыематериалы – документы, фиксирующие сделки, договоры между частыми лицами, государством и частными лицами, между государствами. Для эпохи Киевской Руси их сохранилось незначительное число: от XII в. – 8 частных актов (о передаче по завещанию или дарения монастырям); от XIII в. – 15 актов. Только с конца XIV в. – количество их увеличилось, что свидетельствует о распространении купли-продажи, завещаний, частных сделок.
4.) Делопроизводственные документы – их функцией является документное обслуживание различных управляющих систем (государственное делопроизводство, вотчинное делопроизводство, делопроизводство акционерных компаний, организаций и т. д.).
5.) Литературные произведения – например, замечательные памятники Древнерусской литературы: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Сказание о Батыевом нашествии», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».
6.) Публицистика – «Поучение Владимира Мономаха», «Слово Даниила Заточника», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
7.) Источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
8.) Сочинения иностранных авторов – огромную роль играют, прежде всего, для изучения бесписьменной Руси: исландские саги, сочинения античных историков Геродота, Прокопия Кессарийского, Иордана, Тацита, восточных авторов и т.д.
9.)Материалы периодической печати.
10.) В XX в. появляются новые письменные источники – партийные документы (постановления и решения съездов, резолюции, уставы и программы политических партий и т.д.).