Методы психологической коррекции используются когда наблюдается отклонение от норм психического здоровья. При этом под психическим здоровьем понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием патологических психологических проявлений, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности. В частности, его критериями являются:
· соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а характера психологических реакций - внешним раздражителям;
· адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
· приспособленность к микросоциальным отношениям;
· способность к саморегуляции поведения;
· разумное планирование жизненных целей и их достижение.
Психологическая коррекция (от латинского "исправление") - это система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психофизического развития детей. Психологическая коррекция не может исправить первичный биологический дефект (глухота, слепота...). Но в ряде случаев (язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и т.д.) удается его проявления коррегировать в определенной степени с помощью психологических воздействий. Но это наблюдается тогда, когда биологический дефект (органическая болезнь) имеет психосоматический характер, т.е. вызывается психическими патогенными факторами и является вторичным по отношению к ним.
Кроме того, при умеренно выраженных биологических аномалиях, не достигающих степени выпадения функции органа, психологическое воздействие может значительно исправить данную функцию в связи с наличием общего патогенетического закона. В соответствии с которым психологическое отклонение развивается от более высокоорганизованных уровней психологических систем (личность, субьект) к более низкоорганизованным (индивид - нейрофизиология мозга и т.д.). Поэтому коррекция высших функций обеспечивает значительное исправление более низших (при отсутствии в последних выраженных органических нарушений).
Но в большей степени исправления подвержен не биологический дефект, а отклонение в психическом развитии, т.к. методы воздействия и место их приложения наиболее конгруэнтны и соответствуют друг другу. Различают коррекцию вторичных отклонений в психическом развитии (на фоне аномалии или других психических отклонений) и первичную, когда исправляются впервые возникшие психологические нарушения. Последняя встречается реже, также как и первичная психопрофилактика.
Однако достичь исправления имеющихся психологических нарушений удается не всегда и тогда решается более доступная задача их ослабления. Ослабление психических нарушений обеспечивает предотвращение выраженных стойких отклонений в развитии, социальной адаптации ребенка и профилактики их на последующих этапах развития.
Одновременно, проводится психологическая десенсибилизация (понижение чувствительности) ребенка к уже имеющимся нарушениям, снижение их субъективной чувствительности к имеющемуся психической аномалии. Ребенок учится спокойно жить с имеющейся аномалией и болезненно не воспринимать имеющиеся отклонения. Вырабатывается адекватное восприятие себя и своих возможностей в коммуникации, обучении.