Тема 5. Сенсорные нарушения
Тема 4. Дети с задержкой психического развития
Тема 3. Особенности детей с нарушениями интеллекта
Раздел 2. Частные особенности детей по типам отклонений в развитии
Раздел 1. Общий
Лекционный курс
Содержание разделов дисциплин
Тема 1. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
Специальная психология и педагогика, предмет, задачи, методология. Краткая история развития, современные проблемы и тенденции. Связь дисциплины с педагогикой, медициной, психологией; направления их интеграции.
Тема 2. Общая характеристика детей с отклонениями в развитии
Норма и отклонения в соматическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Эволюции этих понятий. Структуры дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии. Комбинированные нарушения. Единство биологических и социальных факторов /депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная/. Аномальное развитие. Категории, классификация и статистика нарушений развития.
З.1 Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Психическое недоразвитие /инфантилизм/. Деменция.
З.2 Отличия познавательной, эмоционально-волевой сферы личности и деятельности олигофренов. Необратимость дефекта.
Задержка психического развития как нарушение темпа формирования психики. Этиология, патогенез, систематика ЗПР. Структура дефекта при ЗПР, его обратимость. Сохранность мыслительных операций при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР.
5.1 Дети с нарушениями слуха. Этиопатогенез различных форм глухоты. Критерии оценки глубины слухового дефекта, особенности его структуры. Характер депривационного синдрома, пространственная ориентация, варианты патохарактерологического развития личности. Принципы профилактики, коррекции и реабилитации.
5.2 Дети с нарушениями зрения. Причины, механизмы развития типов слепоты. Особенности диагностики различных форм. Отличия структуры дефекта, депривационные психологические нарушения. Деавтоматизация поведения, ориентации, патохарактерологическое развитие. Основы коррекции и реабилитации.
Речь. Психофизиологические механизмы речи. Принципы логопедии. Связь речи с развитием других психологических свойств личности логопеда. Классификации речевых расстройств /клинико-педагогическая, психолого-педагогическая/. Основы диагностики и формы логопедической работы.