Условия, необходимые для планирования эксперимента. Общая схема установления экспериментального эффекта

Общая схема установления экспериментального эффекта

Формальное планирование

Эксперимент в научных целях

Планирование эксперимента в практических целях

Установление экспериментального эффекта на основе использования мер различий и мер связи (ковариации и корреляции)

Принцип индукции и планирование эксперимента

Контроль посредством экспериментальных схем и их классификации

Три направления в понимании планирования эксперимента и основных форм экспериментального контроля

Конструктная валидность и концептуальные репликации

Цели содержательного и формального планирования: обеспечение валидности эксперимента

Операциональная и конструктная валидность для оценки содержательного планирования эксперимента

Теоретическая концепция → психологическая гипотеза → повторные проверки → видоизменение психологической гипотезы, если изменяются средства операционализации входящих в нее переменных

Концептуальные репликации: в случае, когда предполагается выявление одной и той же теоретически предполагаемой зависимости, но психологические конструкты конкретизируются разными методическими средствами

В экспериментах с терминологически сходными формулировками гипотез представлены достаточно отличающиеся друг от друга типы переменных – обычное дело в психологии

Глава 6. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЛАНИРОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

6.1. Формы экспериментального контроля

6.1.3. «Эффект экспериментатора» и первичный контроль

6.2. Индуктивные выводы и формальное планирование

Глава 7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОТ ПЛАНИРОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ЭКСПРИЕНТАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ

7.1. Эксперименты, проводимые в научных и практических целях

7.2. Формальное планирование и оценка валидности как условия установления экспериментального эффекта

1. Более чем одно условие НП. Вывод о действии НП на основе сравнения показателей ЗП при различных уровнях НП

2. Фиксация и измерение переменных осуществляется в классификации шкал Стивенса. Количественный эксперимент – НП измерена количественно

3. Функциональный контроль уровней НП. Если неравенство групп как способ задания НП – квазиэксперимент (эксперимент с ограничениями форм контроля)

4. Факторные (мультивариативные) эксперименты – управление более чем одной НП, строятся как комбинации, повторы исходных планов с одной НП

5. Вводимое экспериментальное воздействие как НП, даже если испытуемые не чувствуют разницы условий

6. Формальное планирование (выбор схем экспериментального контроля) позволяет сделать эксперимент внутренне валидным (гарантировано выделение исследуемого отношения НП – ЗП, очищенное от факторов несистематической изменчивости, систематических и сопутствующих смешений).

a. Схемы отбора в группы – повышение популяционной валидности.

b. Угрозы внутренней валидности – факторы времени и последовательности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: