Специфика и основные проблемы философии Древнего Китая

СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства школ. Религиозные основания определяли социальную и культурную специфику цивилизации Древней Индии в целом. Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского канона. Завершают канонические тексты упанишады. Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бытия. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление видимой действительности. Формирование индийской философии связано с возникновением сильных арийских государств, что, в свою очередь способствовало дестабилизации традиционной кастовой структуры индийского общества и выдвижению кшатриев на привилегированные политические позиции.

Свои идеологическое отражение эти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли, специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил особенности: 1) метафизическая 2) традиционализм 3) синтез философского знания

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. Доминирующим регулятором становится не религия, а ритуал, выступающий гарантом социальной стабильности и порядка.

Свои идеологические выражение взгляды образованного чиновничества нашли в конфуцианстве, возникновение которого знаменовало начало золотого века китайской философии, известного как период ста школ. Было выделено шесть течений китайской мысли: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа инь-ян, и школа имен.

Основное значение для эволюции Китая имело конфуцианство – вопросы о нравственной природе человека, семье, управление государством.(Конфуций)

Этическая и социально- политическая проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма., моизма.

Натурфилософская проблематика связана со школами инь-ян и доасизма. В целом китайскую философию характеризует: 1) отсутствие метафизических систем и рационально- практическая направленность на регуляцию социального опыта.2) традиционализм как отражение идеала, как принцип организации философских школ и текстов 3) литературно- афористический стиль изложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: