Лекция 1. История психологии как наука о закономерностях развития взглядов на психику

Внедрение в практику новейших гистоцитохимических методик, электронной и люминесцентной микроскопии создает условия для ведения более углубленных исследований в области ветеринарной патологии. Это открывает новые перспективы в изучении патоморфологии, патогенеза и диагностики болезней сельскохозяйственных животных.

На кафедре патологической анатомии и гистологии нашей академии обучаются студенты факультета ветеринарной медицины 3, 4, 5 курсов по специальностям «Ветеринария», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», и изучают дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология», «Патологическая анатомия», «Судебная ветеринария» и «Секционный курс».

Для получения студентами квалифицированного морфологического образования кафедра располагает богатой коллекцией музея макропрепаратов и многочисленной коллекцией гистологических препаратов отражающих как норму, так и патологию у животных различных видов.

На кафедре проходят повышение квалификации преподаватели вузов Поволжской зоны и ветеринарные врачи РТ. Студенты имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой.

1. Предмет, и методы истории психологии. Основные этапы развития психологии и их краткая характеристика.

2. Направления зарубежной психологии:

2.1. Бихевиоризм

2.2. Гештальтпсихология.

2.3. Глубинная психология.

2.4. Гуманистическая и экзистенциальная психология

1. Предмет, и методы истории психологии. Основные этапы развития психологии и их краткая характеристика.

История психологии является комплексной дисциплиной, синтезирующей знания по отдельным областям и проблемам психологии. Предметом изучения истории психологии являются: закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса; анализ влияния других наук на процесс развития психологической мысли; анализ изменения методологического аппарата истории психологии. Предмет истории психологии - закономерности формирования и развития взглядов на психику.

Методами исследования истории психологии являются: историко-генетический, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период; историко-функциональный (анализ преемственности высказанных идей); биографический; метод систематизации психологических высказываний; метод категориального анализа (учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга и др. детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей).

Этапы развития психологии:

1. Донаучный этап, закончившийся в YII –YI вв до н.э., т.е. до начала научных исследований психики. Предметом изучения являлась душа (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Демокрит - создатель атомистической модели мира считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель https://www.psychology.ru/whoswho/_Aristotle.stm считается основателем психологии, его трактат "О душе" - первое специальное психологическое сочинение. Душа неотделима от тела, является его формой. Выделил 3 души: растительную, животную и разумную.

Платон рассматривает душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. https://www.psychology.ru/whoswho/_Plato.stm

2. Философский период (YII век до н.э. – XIX век н.э.). В эпоху Возрождения предметом изучения становится сознание. Рене Декарт считается основоположником рационалистической философии, интро­спективная трактовка сознания Дж. Локка.

3. Период ассоциативной психологии (конец XYIII середина XIX века). Предмет изучения – познавательные процессы и поведение (Т.Гоббс, Б.Спиноза, Дж. Локк, Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли, Т.Браун, Дж.Милль Г.Эббингауз).

4. Период экспериментальной психологии (середина XIX – начало XX века). Предмет изучения – элементы психики, их взаимосвязь и законы. (В.Вундт, Ф.Брентано, И.М.Сеченов и др.).

С имени немецкого психолога, физиолога и философа Вильгельма Вундта (1832-1920)начинается развитие психологии как экспериментальной науки. https://www.psychology.ru/whoswho/Wilhelm_Wundt.stm В 1879 г. в Лейпциге Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. План формирования экспериментальной психологии Вундт изложил в «Лекциях о душе человека и животных» (1863), обозначив 2 направления исследования: анализ индивидуального сознания и «психологию народов». Использовал метод «строго контролируемой интроспекции».

5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-ые года XX века). Каждой школе был характерен свой предмет изучения: в структурализме (Э.Титченер) – элементы психики, в функционализме (Ф.Брентано, У.Джемс, Д.Дьюи, Г.Мид) – функции психики, в бихевиоризме (Дж.Уотсон) – поведение и т.д.

6. Дальнейшее развитие психологических школ в 40 -60ых годах XX века. Для вновь возникших направлений предметом изучения становится внутренняя сущность человека (гуманистическая и экзистенциальная психологии) и познавательные процессы и развитие интеллекта (генетическая и когнитивная психологии).

7. Современный этап развития психологии (60-ые годы XX века – до настоящего времени). Современный этап развития психологии (60-ые годы XX века – до настоящего времени). Характерна тенденция к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. Каждые 5 лет появляются новые отрасли психологического знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: