Начиная с 1960-х годов отечественная психология и педагогика обоготилась идеями диалога и сотрудничества. Переориентировка педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций стали основой для качественного обновления образовательного процесса.
Братченко предлагает следующие различия классической (традиционной, когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориенторованной) образоватеьной парадигмы.
Признак | Классическая парадигма | Личностно-ориентированная парадигма |
| А) подготовка подрастающего поколения к жизни и труду; Б) дать ребенку знания, умения, навыки, обеспечит его социализацию; В) нормативность, т.е. соответствие заданному стандарту, управляемость, однородность; Г) формирование и активное вмешательство в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам. | А) обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности; Б) способствовать личностному росту всех участников образовательного процесса, включая ребенка; В) личность и личностное достоинство каждого, свобода, творчество, индивидуальность в познании и самовыражении; Г) помощи, поддержки и уважения ребенка. |
2. Личная значимость и осмысленность | Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными, актуальными интересами и потребностями. Учение и преподавание превращается в тяжкий труд. | Содержание и процесс преподавания максимально осмысленны и индивидуально значимы. Признается право на участие в определении образования, его содержании и форм организации. |
3. Ведущая активность | Главная действующая сила преподавание, т.е. активность учителя. Задача ученика успеть за учителем, для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальному состоянию и особенностям учителя. | Главная действующая сила учение, т.е. активность самих учащихся; не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы и особенности каждого ребенка. |
4. Модальность познания | Основная форма предъявления изучаемого материала вербальное объяснение и демонстрация. | Главный способ познания на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. |
5. Роль участников образовательного процесса | Жесткая фиксация функций учителя и ученика, власть в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера, ученик выполняет требования учителя. | Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, усилия направлены на общую цель- развитие и личностный рост каждого. |
Тема 2.2. Научение как психологический феномен
- Понятие о научении. Соотношение понятий учение, научение, обучение
- Виды научения
- теории научения