Теории проблемного обучения основаны на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся проблемных ситуациях. Значительный вклад в разработку внесли зарубежные и отечественные исследователи: Оконь, Махмутов, Матюшкин, Кудрявцев, Лернер и др. Одним из первых исследователей данной теории был польский педагог и психолог В.Оконь. Основные вопросы и положения изложил в работе «Основы проблемного обучении» (1964г.).
При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск, т.е. процесс учения уподобляется научному поиску. Она отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, свойства решения, эксперимент, результат поиска. С помощью проблемного обучения пытались решить задачу развития творчества личности.
Проблемная ситуация (Матюшкин) – это определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний. Проблемная ситуация характеризует не задание, а знания ученика.
|
|
Виды проблемного изложения (обучения):
- проблемное изложение – учитель, сформулировав проблему, подробно и аргументировано раскрывает логику ее решения, ученики следят за ходом изложения, при этом, у них возникают вопросы, сомнения, возражения, и, таким образом, развивается критичность мышления, понимание проблемы и альтернативы ее решения;
- частично-поисковый (эвристический) – проблема дается ученикам для самостоятельного решения, но учитель может помочь при возникновении сложностей. Наиболее эффективной формой является эвристическая беседа;
- исследовательский – систематическое самостоятельное решение школьниками проблемных задач.
Этапы проблемного обучения:
Действия учителя | Действия ученика |
1. создает проблемную ситуацию | 1. осознает противоречия в изучаемом явлении |
2. организует размышления над проблемой и ее формулировкой | 2. формулирует проблему |
3. организует поиск гипотезы | 3. выдвигает гипотезы, объясняющие явления |
4. организует проверку гипотезы | 4. проверяет гипотезы в эксперименте, решает задачи, анализирует |
5. организует обобщение результатов и применение полученных знаний | 5. анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания |
Плюсы проблемного обучения:
- развивает мыслительные способности учащихся;
- вызывает интерес к учению;
- развиваются творческие силы в процессе преодоления интеллектуальных трудностей.
Минусы проблемного обучения:
- не всегда можно применить из-за характера изучаемого материала;
- не всегда можно применить из-за не подготовленности учащихся и квалификации учителя;
- требует от учителя глубоких знаний в своей области, владение техникой составления проблемных задач;
- требует большого количества времени на подготовление к урокам.
Раздел 3. Психология педагогической детельности.