Выводы
Этические нормы индуизма
Необходимо отметить, что индуизм освящает кастовое деление индийского общества. В ведической литературе мы встречаем указание на существование четырех варн: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.
Брахманы – жрецы, кшатрии – правители, воины, вайшьи – торговцы, шудры – рабы, неполноправные. Соответственно, дхарма каждого – следовать своему долгу в зависимости от принадлежности к варне и этапу жизни. Однако, можно выделить общие этические нормы.
Главным является принцип: не убий. Далее отказ от лжи, от воровства, воздержание от чувственных удовольствий, служение Богу. Человек должен следовать дхарме – порядку вещей в природе и пройти следующие жизненные этапы:
ученичество – брахмакарья уединение – ванапрастха
мирская жизнь – грихастха аскеза – саньяса.
Таким образом, восточная философия делает акцент на понятии небытия – непроявленных слоев Вселенной, рассматривает и мир, и человека как многоуровневые феномены. Человек является микрокосмом и находится в единстве с миром. Его познавательные способности направлены на самого себя, на самопознание и совершенствование, он интровертен и иррационален, основной способ его бытия в мире – следование вселенскому закону бытия, а не своим узкокорыстным интересам. Ключевые понятия религиозно-философской системы индуизма – тождество Брахмана и Атмана, пракрити, карма, сансара, мокша, дхарма, йога – подтверждают указанные отличительные черты восточного мироотношения.
|
|
3 Методические рекомендации к лекции
В лекции обратите особое внимание на сравнительный анализ западного и восточного мироотношения, так как остальные теоретические положения лекции являются его конкретизацией. Акцентируйте внимание на ключевых понятиях индуизма, запомните их, ибо они выражают специфику восточной философии. Вопрос о йоге требует более широкого рассмотрения, поэтому обратитесь для его углубленного самостоятельного изучения к первоисточникам.
& Литература
Бхагавад-Гита как она есть. – М., 1986 – С. 10-813.
Йог Рамачарака. Основы миросозерцания индийских йогов. //Подъем. – 1992, №3. – С. 3-162.
Лукач Й. Пути богов. – М., 1984. – С. 78-83.
Тагор Р. Избранное. – М., 1987. – С. 5-272
Томпсон Мэл. Восточная философия. – М., 2000. – С. 5-60.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С. 55-69.
Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. – 1988, № 10. – С. 35-69.
??? Вопросы и задания контроля теоретических знаний по теме
Репродуктивный уровень:
1.Назовите основные памятники ведической литературы?
2.Дайте определение кармы и рассмотрите ее последствия для человека..
|
|
3.Раскройте понятие йога
Репродуктивно-практический уровень:
1.Раскройте проблему отношений души и тела в религиозно-философской системе индуизма.
2.Какие основные понятия индуизма выражают специфику восточной философии в отличие от западной?
3.Что означает понятие «небытия» в восточной философии, какой онтологический статус у небытия?
Творческий уровень:
1. Как вы считаете, может ли учение йоги возродить современного человека духовно и физически?
2. Раскройте понятие подлинного «Я» в западной и восточной философии.
3. Ваше отношение к позиции культуролога О. Шпенглера, что Европейская культура подошла к своему закату, и следует обратить свои взгляды на Восточную культуру.
1 Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проанализируйте основные понятия индуистской религиозно-философской системы: Брахман, Атман, пракрити, сансара, карма, дхарма, мокша, варна.
Ориентируйтесь на содержание лекции при раскрытии этих понятий. Также обратитесь к философскому словарю для более полного объяснения.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Составьте кроссворд по индуистской религиозно-философской системе. Кроссворд должен включать основные понятия, ключевые концепции, ведическую литературу. Кроссворд должен включать 10 слов по вертикали и 10 по горизонтали.
2.Прочтите и проанализируйте содержание «Бхагавад-Гиты» в контексте индуизма.
3. Подготовьте реферат на темы (по выбору):
«Древнеиндийская культура»
«Индуизм»
«Веды в истории культуры Индии».
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите эссе на тему: «Человек обречен на карму».
2. Прочитав произведения Р.Тагора, найдите мотивы индуистской философии в его творчестве.
3. На основе статьи психоаналитика К.Г. Юнга «Различие восточного и западного мышления» составьте таблицу сравнения Запада и Востока.
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа: Обведите букву правильного ответа:
1. Упанишады – это:
А) философские тексты С) песнопения и заклинания
В) гимны в честь богов
2. Мокша – это:
А) физическое раскрепощение С) дальнейшее перерождение
В) духовное освобождение
3. Понятие Брахман в индуизме означает:
А) воплощение неба
В) абсолютную реальность
С) душу человека
4. Священная книга «Учения господа Кришны» -
А) Атхарваведа
В) Яджурведа
С) Алмазная сутра
D) Бхагавад-Гита
5. Подлинное «Я» человека:
А) Самость
В) ЭГО
С) Атман
Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните:
1. Священный слог индуизма –...
2. Веды в социальном аспекте освещают... общества
3. Основная идея индуизма – идея о... Брахмана и Атмана
4. Согласно индуизму, душа человека...
Задания на установление правильной последовательности:
1. Установите правильную последовательность возникновения ведической литературы:
· Упанишады
· Араньяки
· Веды
· Брахманы
2. Установите правильную последовательность основных начал человека:
· Прана
· Интеллект
· Физическое тело
· Астральное тело
· Инстинктивный ум
· Духовный ум
· Дух
Задания на установление соответствия:
Установите соответствие:
1. Основные понятия | Определение |
1) Сансара | A) Практика психофизической регуляции сознания |
2) Карма | B) Освобождение из-под власти кармы и сансары |
3) Мокша | C) Закон перевоплощений |
4) Йога | D) Воздаяние за поступки в этом и прошлых перевоплощениях E) Материальная природа |
Ответы: 1 – ___; 2 – ___; 3 – ___; 4 – ___.
2. Священная книга | Религия |
1) Библия | A) Зороастризм |
2) Авеста | B) Христианство |
3) Коран | C) Ислам |
4) Ригведа | D) Буддизм |
5) Дхаммапада | E) Индуизм F) Джайнизм |
Ответы: 1 –___; 2 –___; 3 –___; 4 –___; 5 –___.
3. Название варн | Определение |
1. Брахманы | A) Жрецы |
2. Шудры | B) Торговцы |
3. Вайшьи | C) Правители, воины |
4. Кшатрии | D) Шудры. |
Ответы: 1 –___; 2 –___; 3 –___; 4 –___.
|
|
4 Тема: Дао «совершенномудрого» и ли «благородного мужа»
Цель: раскрыть основные положения даосской философии и конфуцианского учения. Показать специфику древнекитайской философии.
1.Учение о «Дао» - ключевая концепция даосизма.
2.Образ «совершенномудрого» человека в даосизме.
3. Основные принципы конфуцианства.
Основные понятия по теме:Дао, Инь, Ян, естественность, пустота, недеяние, йога, гуманность, сыновняя почтительность, ритуал.
Древнекитайская философия, с одной стороны, развивалась в русле восточной философии и поэтому разделяет ее основные принципы: интровертность, акцент на небытии, ориентация на глубинное интуитивное постижение мира, сущностное единство с миром, рассмотрение человека как микрокосма. В частности, этим принципам полностью соответствует даосизм как направление в древнекитайской философии. С другой стороны, в древнекитайской философии мы можем найти экстравертивность, рациональность, активную жизненную позицию, направленность на преобразования общественной жизни. Например, учение Конфуция. Однако, несмотря на различия в рамках древнекитайской философии, ее различные направления объединяет стремление жить в гармонии с самим собой и с миром.
Обратимся сначала к первому по времени возникновения учению даосизма (VI в. до н.э.). Основатель даосизма - Лао-цзы (VI век до н.э.) и следующий выдающийся представитель даосской философии - Чжуан-цзы (IV в. до н.э.).
Священные тексты даосизма «Дао дэ цзин» и «Чжуан - цзы» содержат следующие характеристики Дао. «Предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее образа, вкуса или запаха; никем не сотворенное, оно само по себе ствол, само себе корень; оно охватывает и вмещает всебя все сущее».
ДАО - «Высший учитель», «Небесный порядок», «Матерь мира», первоначало всего сущего, космический принцип, сущность бытия, природный закон. Понимание мира даосами: подлинная реальность - это само превращение, в мире нет ничего постоянного, и в то же время нет ничего постояннее непостоянства. Мир включает в себя полярные начала. Инь – женское начало и Ян – мужское начало. Борьба и единство этих начал - содержание мирового процесса. Понятие «дэ» – проявление Дао в мире, «жизненная сила», «добродетель», внутреннее совершенство.
|
|
Между сердцем человека и Дао существует предвечная связь. Человек и мир нерасторжимы как микрокосм и макрокосм. Образ человека, не порывающего связь с матерью-природой. Творческие способности человека имеют основой творческую мощь природы. «Совершенномудрый человек», согласно Лао-цзы и Чжуан-цзы, обладают главным качеством – цзы жань, что означает «естественность», «спонтанность». «Человек берет за образец землю, земля берет за образец небо, небо берет за образец дао, дао берет за образец естественность».
Даосские мудрецы подражают пустоте и хаосу, не совершают самочинных действий, но следуют закону природы - дао. Пустота, небытие является центральным понятием даосизма. Пустота не является чем-то неопределенным и несуществующим. Напротив, она представляет собой динамичный и значительный аспект жизни человека и Вселенной, характеризуется равновесием дыхания жизни и двух начал «инь» и «ян». Пустота – это пространство, где возможно достижение истинной полноты, то есть она потенциально заключает в себе всё многообразие мира. Только с помощью Пустоты человек может обрести всеобъемлющий взгляд на мир. Подражать пустоте – это значит слышать музыку Вселенной, привести свой собственный ритм в унисон с гармонией Универсума.
Отсюда, позиция совершенномудрого человека по отношению к миру - недеяние. Мудрый ничего не знает и ничего не умеет, а только питает себя и усваивает всем телом вселенскую гармонию. Что означает недеяние? Это не полное бездействие, а следование естественному закону. Даос не экстравертен, не направлен на активное преобразование внешнего мира, он интровертен, его взор обращен вовнутрь самого себя.
Путь даосского самосовершенствования - даосская йога (ци гун). Основной принцип даосской йоги – единство души и тела, психофизическая целостность живого существа.
Необходимо совершенствовать не только дух (ци), но и тело. Даосская йога включает следующие методы психофизической тренировки: совершенствование духа (медитация, созерцание Дао; единство с миром и Дао) и совершенствование тела (гимнастика, дыхание), алхимия.
Особенности конфуцианского учения о «благородном муже» по сравнению с «совершенномудрым» человеком даосизма. Центральное место в учении Конфуция (551-479 г.г. до н.э.) занимает концепция «исправления имен» - чжэн мин. Оно означало: привести вещи в соответствие с их реальным содержанием. Как отмечал Конфуций, государь должен быть государем, сановник сановником, отец – отцом, сын – сыном и не просто по имени, а реально, на самом деле. Также каждый человек должен занимать свое место в обществе, то место, которому он соответствует по способностям.
Исходя из этого, обратимся к концепции «благородного мужа». Что значит носить имя «благородного мужа»?
Главное качество «благородного мужа» - жэнь - человеколюбие, гуманность.
Конфуций гуманность раскрывает так: «Почтительность, великодушие, искренность, искусность, старательность, доброта», «любовь к людям».
Гуманность реализуется через принцип ли (церемонии): «Победить себя и вернуться к церемониям».
Человеческая природа включает бездуховную, эгоистическую, плотскую, ограниченную внешними потребностями тела и духовную, сосредоточенную в «сердце человека». Необходимо развивать небесную природу через учебу. В «Лунь юй» Конфуций пишет: «Не радостно ли учиться и постоянно совершенствовать 6 искусств древности: ритуал, музыку, искусство стрельбы из лука, искусство управления лошадьми, историю и математику».
Конфуций призывает учиться у древности, идеализирует прошлое. Следующее качество «благородного мужа «сяо» – сыновняя почтительность: подчинение детей родителям, младших старшим. Принцип сяо распространился на всю Поднебесную, на социально-политическую сферу жизни общества. Император – сын неба.
Для благородного мужа существуют три предмета, перед которыми он благоговеет: веление неба, великие люди и слова мудреца. А как же вера в Бога? Конфуция спросили о служении духам, и он ответил, что мы не умеем служить людям, как же можем служить духам; что мы ничего не знаем о жизни, как же знать о смерти. То есть Конфуция больше интересует жизнь земная, его учение по сравнению с даосизмом более рационально и направлено на посюстороннюю жизнь, на общественные преобразования.
По сравнению с «совершенномудрым» даосизма, «благородный муж» не практикует недеяния, наоборот, он должен участвовать в общественной жизни, реализовывать себя на поприще профессионального призвания. Объединяет эти две концепции то, что и «благородный муж» и «совершенномудрый» человек направлены на развитие собственной личности, на самосовершенствование, «благородный муж» через учебу, а «совершенномудрый» через даосскую йогу.
Выводы
Таким образом, древнекитайская философия включает в себя все особенности восточной философии, что подтверждается основными принципами даосизма. В частности, интровертивность даосизма, его акцент на пустоте, на непроявленных пластах бытия, его иррациональность, недеяние «совершенномудрого человека», что означает следование естественному закону – Дао, направленность на внутреннее самосовершенствование в даосской йоге.
В лице конфуцианства мы можем обозначить другие особенности древнекитайской философии: ее рациональные черты, направленность на общественное переустройство, на земную жизнь.
3 Методические рекомендации к лекции
При работе над лекцией обратите внимание на основные понятия даосизма – недеяние, пустота, Дао, так как именно они выражают сущность восточного мироотношения. Приводимые в лекции выдержки из произведений даосов и Конфуция постарайтесь запомнить наизусть и правильно проинтерпретировать. Уясните себе различие даосизма и конфуцианства, и, в то же время, обратите внимание на сходные черты.
& Литература
Антология даосской философии. – М., 1994. – С. 3-179.
Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.- С. 80-85.
Даосизм: поиск бессмертия и свободы // Реверс. Философско-религиозный и литературный альманах. – СПб., 1992. – С. 224-235.
История китайской философии. – М., 1989. – С. 10-250.
Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987. – С. 10-150.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1.Дайте определение Дао.
2.Перечислите священные книги даосизма и конфуцианства.
3.Какими качествами должен обладать «благородный муж» и «совершенномудрый человек».
Репродуктивно-практический уровень:
1.Раскройте сущность понятий сяо, ли, жэнь.
2.Что означает принцип недеяния в учении даосизма?
3.Сравните концепции «благородного мужа» и «совершенномудрого человека».
Творческий уровень:
1.Проведите сравнительный анализ древнеиндийской и древнекитайской философии. Определите сходство и различия.
2.Определите, какие принципы даосизма легли в основу знаменитых воинских искусств Китая.
3.Раскройте сущность и содержание даосской йоги.
1 Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1.Сравните основные положения даосизма и конфуцианства. Составьте таблицу. При составлении таблицы используйте схему: онтология, гносеология, понимание человека, образ мудреца, отношение к обществу.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Найдите высказывания о «совершенномудром» человеке в «Дао – дэ дзине».
2.Подготовьте реферат по следующим темам (на выбор): «Лао – цзы и его учение»; «Даосская йога», «Философия воинских искусств».
3.Подготовьте сообщение на тему: «Реформы Конфуция в социально-политической сфере».
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Проинтерпретируйте афоризмы Конфуция:
· Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».
· Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем.
· Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
· Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
· Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
· Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.
· Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
· Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
· Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
· Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
· Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот..
2. Проинтерпретируйте слова китайского художника Су Дунпо (1036-1101), исходя из учения даосизма: «Чтобы нарисовать бамбук, нужно чтобы он вырос внутри тебя самого. И только тогда, взяв кисть и пристально вглядевшись в него, ты ощутишь его образ. Быстро лови момент, иначе он может исчезнуть так же стремительно, как уносится заяц при приближении охотника».
3. Легенда о художнике Тао – цзы (701-792) гласит, что нарисовав пейзаж, он исчез в тумане им же нарисованного пейзажа. Напишите разъясняющий комментарий к этой легенде.
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
Обведите букву правильного ответа:
1. Следовать принципу «естественности» в даосизме значит:
А) следовать потребностям своего Я
В) следовать дао – закону природы
С) преобразовать внешний мир в лучшую сторону.
2. Даосское понимание бытия является:
А) диалектическим, то есть бытие как вечное изменение и превращение
В) метафизическим, бытие как постоянное, вечное, неизменное
С) и то, и другое
3. Даосизм обладает следующей психологической направленностью:
А) интровертивной
В) экстравертивной
С) и то, и другое
4. Призыв учиться содержится в учении:
А) даосизма
В) буддизма
С) конфуцианства
5. Даосский мудрец предпочитает:
А) говорить
В) молчать
С) говорить притчами
6. Принцип сяо в конфуцианстве распространялся на:
А) семейные отношения
В) касались только отца и сына
С) на все государство
7. Понятие «ли» означает:
А) следование церемониям
В) следование естественному закону
С) следование велениям сердца
Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните:
1. Конфуций говорил, что не познав..., нельзя стать благородным мужем.
2. Согласно Лао – цзы «совершенномудрый человек» обладает главным качеством – цзы жань -...».
3. Конфуцию принадлежит афоризм: «даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них...».
4. Мир включает в себя полярные начала: Инь -..., Ян -...
5. Путь даосского самосовершенствования осуществляется через даосскую...
Установите соответствие: