Уровень репродуктивно-практической деятельности. Методические рекомендации к лекции

Задания для СРС

Методические рекомендации к лекции

Выводы

Специфика философского подхода к проблеме человека заключается в том, что человек рассматривается не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности: человек как особая реальность в составе бытия, как особый род сущего.

Для понимания человека необходимо выйти за пределы индивидуальных и социальных норм его бытия в сферу универсальных метафизических принципов.

Чтобы разобраться в этой теме, понять ее многоаспектность необходимо обратиться к истории философии и выяснить особенности понимания сущности человека в разные исторические эпохи. Важно уяснить для себя, что это не только «вечная» проблема, но и «вечно новая» философская проблема, так как историческое бытие человека находится в процессе постоянного изменения.

Следует обратить внимание на то, что эта проблема наиболее остро встает в переломные периоды жизни человечества. Философское исследование и осмысление проблемы человека имеет многообразный характер, возможны различные подходы, уровни рефлексии, не совпадающие друг с другом мировоззренческие и методологические позиции. Однако следует понять, что общие философские проблемы человека в определенном смысле традиционны и касаются важнейших факторов и отношений человеческого бытия.

& Литература

Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии -1982, - N2. – С. 34-42.

Нурманбетова Д.Н.. Человек как философская проблема. - Астана, 2001.

Хамидов А.А. Категории и культура. - Алма-Ата, - 1992. - С. 20 – 36.

Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. - С. 455-478.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., - 2001. - С.531-550. (М., 1998. стр.502-518.).

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Почему проблема человека является одной из основных проблем философии?

2. В чем отличие «философской антропологии» от «антропологии»?

3. В чем видел Макс Шелер основную задачу новой философской антропологии?

Репродуктивно-практический уровень:

1. Что понимается под «многоуровневостью» человека?

2. Какие принципы познания и самопознания выявлены в историческом развитии общественного сознания?

3.В чем особая актуальность проблемы человека для философии 20 века?

Творческий уровень:

1 .Как понималась сущность человека в истории философии? Приведите мнения различных философов.

2.Сравните деятельностно-практический и ценностный подходы в истолковании сущности человека.

3.Как вы понимаете мысль Флоренского «Человек есть сумма Мира…Мир есть раскрытие Человека»

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Прочитайте учебное пособие Нурманбетовой Д.Н. «Человек как философская проблема» (Астана, ЕНУ, 2001) и вопроизведите основные учения о человеке в истории философии.(с. 9-17).

2. В чем специфика истолкования сущности человека в философской антропологии ХХ века. (с. 17-24).

3. Прочитайте статью А.Швейцера «Культура и этика» в книге «Благоговение перед жизнью» и выясните его понимание предназначения человека.(А.Швейцер.Благоговение перед жизнью. М., 1992. С.92-101, 210-237.)

1. Раскройте смысл формулы Сократа «Познай самого себя». Самопознание – цель и метод философской антропологии.

2. Сравните социокультурные и психоаналитические концепции человека (Л.Фейербах, К.Маркс, Э.Фромм, З.Фрейд).

3. Составьте словарь терминов «философской антропологии» М. Шелера.

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите философское эссе на тему: «Человек: смысл и цель его жизни».

2.Напишите письменную работу, в которой раскройте смысл экзистенциалистской концепции человека (Камю А. «Миф о Сизифе», Хайдеггер М. «Разговор на проселочной дороге», Сартр Ж.-П. «Тошнота»)

3. Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Отображение исторического понимания сущности человека в искусстве».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Антропология это учение:

А) О генезисе живых организмов

В) О фауне тропического пояса

С) О трасцендентальном

D) О человеке

2. Выделите качества, которые отличают человека от всех других живых существ и их «псевдосоциальных» обьединений:

A) Наличие инстинктов

B) Наличие норм поведения

C) Функция воспроизведения рода, потомства

D) Наличие культуры

E) Способность к абстрактному мышлению

3. Выделите верное суждение:

А) Природные качества не определяют сущность человека; единственным фактором, обуславливающим его сущность, является социальность человека.

В) Человек есть существо как биологическое, так и социальное.

С) Человек рождается как природное существо, живой организм, и только потом становится членом общества, поэтому биологическое определяет сущность человека.

4. Критерием гуманности общества является:

A) Степень защищенности

B) Возможность получить желаемое образование

С) Степень свободы

Д) Уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей личности

5. Философ, считавший, что сущность человека – культура, действия человека в соответствии с планом:

А) Ф.Ницше;

В) Э.Кассирер;

С) М.Шелер;

Д) А.Гелен

7. Определение человека верное с позиций материализма:

А) «природа человека есть сумма его природных способностей и сил … они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного» (Т.Гоббс)

В) «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры» (Б.Паскаль)

С) «Если бы не был в тебя вложен ум, ты был бы скотом» (Э.Роттердамский)

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. Закончите следующую фразу: Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества называется ….

2. Допишите следующую фразу: Антропологический кризис включает три основных составляющих: кризис духовный, кризис душевный, …

3. Вставьте пропущенное слово в следующую фразу: Процесс историко –генетического становления общества и человека называется …

Задания на установление правильной последовательности:

1. Основные этапы антропогенеза:

А) архантропы – Homo habilis

В) австралопитеки – Homo erektus

С) неоантропы – Homo sapiens

D) палеоантропы

Задания на установление соответствия:

1.Задание на установление соответствия определения человека и авторов.

1.Человек– символическое животное А) Ф. Ницше

2. Человек – неполноценное животное В) Э. Кассирер

3. Человек - недостаточное существо С) М. Шелер

4.Человек – нить, натянутая между D) А. Гелен

животным и сверх-человеком

Ответы: 1-_____; 2-_____; 3-______; 4-______.

2.Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны:

1.космоцентризм А) средневековье

2.теоцентризм В) Древний мир

3.антропоцентризм С) новое время

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-______.

3.Соотнесите основные факторы антропосоциогенеза и соответствующие концепции, в которых они акцентированы:

1. Игровая концепция А) трудовая деятельность

2. Трудовая концепция В) вытеснение в бессознательное

3. Психоаналитическая концепция инстинктивных сексуальных

4. Символическая концепция побуждений

С) игровая деятельность

D) символическая деятельность

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-_______; 4-______.

4.Установите соответствие, позволяющее определить основателей ведущих концепций антропосоциогенеза:

1.трудовая концепция А) Э.Кассирер

2.игровая концепция В) Ф.Энгельс

3.психоаналитическая концепция С) Й.Хейзинга

4.символическая концепция D) З.Фрейд

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-_____; 4-______.

5.Соотнесите основные коэволюционные стратегии экосоциального развития и идеи, лежащие в их основе:

1.«Назад к природе» А) идея покорения человеком природы

2.«Вперед к природе» В) идея смирения перед природой

3.Ноосферная стратегия С) идея преобразования природы с опорой

на науку и нравственное отношение к ней

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-______.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: