Задания для СРС
Методические рекомендации к лекции
Выводы
Специфика философского подхода к проблеме человека заключается в том, что человек рассматривается не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности: человек как особая реальность в составе бытия, как особый род сущего.
Для понимания человека необходимо выйти за пределы индивидуальных и социальных норм его бытия в сферу универсальных метафизических принципов.
Чтобы разобраться в этой теме, понять ее многоаспектность необходимо обратиться к истории философии и выяснить особенности понимания сущности человека в разные исторические эпохи. Важно уяснить для себя, что это не только «вечная» проблема, но и «вечно новая» философская проблема, так как историческое бытие человека находится в процессе постоянного изменения.
Следует обратить внимание на то, что эта проблема наиболее остро встает в переломные периоды жизни человечества. Философское исследование и осмысление проблемы человека имеет многообразный характер, возможны различные подходы, уровни рефлексии, не совпадающие друг с другом мировоззренческие и методологические позиции. Однако следует понять, что общие философские проблемы человека в определенном смысле традиционны и касаются важнейших факторов и отношений человеческого бытия.
|
|
& Литература
Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии -1982, - N2. – С. 34-42.
Нурманбетова Д.Н.. Человек как философская проблема. - Астана, 2001.
Хамидов А.А. Категории и культура. - Алма-Ата, - 1992. - С. 20 – 36.
Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. - С. 455-478.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., - 2001. - С.531-550. (М., 1998. стр.502-518.).
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Почему проблема человека является одной из основных проблем философии?
2. В чем отличие «философской антропологии» от «антропологии»?
3. В чем видел Макс Шелер основную задачу новой философской антропологии?
Репродуктивно-практический уровень:
1. Что понимается под «многоуровневостью» человека?
2. Какие принципы познания и самопознания выявлены в историческом развитии общественного сознания?
3.В чем особая актуальность проблемы человека для философии 20 века?
Творческий уровень:
1 .Как понималась сущность человека в истории философии? Приведите мнения различных философов.
2.Сравните деятельностно-практический и ценностный подходы в истолковании сущности человека.
3.Как вы понимаете мысль Флоренского «Человек есть сумма Мира…Мир есть раскрытие Человека»
Уровень репродуктивной деятельности:
|
|
1. Прочитайте учебное пособие Нурманбетовой Д.Н. «Человек как философская проблема» (Астана, ЕНУ, 2001) и вопроизведите основные учения о человеке в истории философии.(с. 9-17).
2. В чем специфика истолкования сущности человека в философской антропологии ХХ века. (с. 17-24).
3. Прочитайте статью А.Швейцера «Культура и этика» в книге «Благоговение перед жизнью» и выясните его понимание предназначения человека.(А.Швейцер.Благоговение перед жизнью. М., 1992. С.92-101, 210-237.)
1. Раскройте смысл формулы Сократа «Познай самого себя». Самопознание – цель и метод философской антропологии.
2. Сравните социокультурные и психоаналитические концепции человека (Л.Фейербах, К.Маркс, Э.Фромм, З.Фрейд).
3. Составьте словарь терминов «философской антропологии» М. Шелера.
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите философское эссе на тему: «Человек: смысл и цель его жизни».
2.Напишите письменную работу, в которой раскройте смысл экзистенциалистской концепции человека (Камю А. «Миф о Сизифе», Хайдеггер М. «Разговор на проселочной дороге», Сартр Ж.-П. «Тошнота»)
3. Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Отображение исторического понимания сущности человека в искусстве».
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
1. Антропология это учение:
А) О генезисе живых организмов
В) О фауне тропического пояса
С) О трасцендентальном
D) О человеке
2. Выделите качества, которые отличают человека от всех других живых существ и их «псевдосоциальных» обьединений:
A) Наличие инстинктов
B) Наличие норм поведения
C) Функция воспроизведения рода, потомства
D) Наличие культуры
E) Способность к абстрактному мышлению
3. Выделите верное суждение:
А) Природные качества не определяют сущность человека; единственным фактором, обуславливающим его сущность, является социальность человека.
В) Человек есть существо как биологическое, так и социальное.
С) Человек рождается как природное существо, живой организм, и только потом становится членом общества, поэтому биологическое определяет сущность человека.
4. Критерием гуманности общества является:
A) Степень защищенности
B) Возможность получить желаемое образование
С) Степень свободы
Д) Уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей личности
5. Философ, считавший, что сущность человека – культура, действия человека в соответствии с планом:
А) Ф.Ницше;
В) Э.Кассирер;
С) М.Шелер;
Д) А.Гелен
7. Определение человека верное с позиций материализма:
А) «природа человека есть сумма его природных способностей и сил … они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного» (Т.Гоббс)
В) «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры» (Б.Паскаль)
С) «Если бы не был в тебя вложен ум, ты был бы скотом» (Э.Роттердамский)
Открытые задания со свободно конструируемым ответом:
Дополните:
1. Закончите следующую фразу: Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества называется ….
2. Допишите следующую фразу: Антропологический кризис включает три основных составляющих: кризис духовный, кризис душевный, …
3. Вставьте пропущенное слово в следующую фразу: Процесс историко –генетического становления общества и человека называется …
Задания на установление правильной последовательности:
1. Основные этапы антропогенеза:
А) архантропы – Homo habilis
В) австралопитеки – Homo erektus
С) неоантропы – Homo sapiens
D) палеоантропы
Задания на установление соответствия:
1.Задание на установление соответствия определения человека и авторов.
1.Человек– символическое животное А) Ф. Ницше
2. Человек – неполноценное животное В) Э. Кассирер
|
|
3. Человек - недостаточное существо С) М. Шелер
4.Человек – нить, натянутая между D) А. Гелен
животным и сверх-человеком
Ответы: 1-_____; 2-_____; 3-______; 4-______.
2.Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны:
1.космоцентризм А) средневековье
2.теоцентризм В) Древний мир
3.антропоцентризм С) новое время
Ответы: 1-_____; 2-______; 3-______.
3.Соотнесите основные факторы антропосоциогенеза и соответствующие концепции, в которых они акцентированы:
1. Игровая концепция А) трудовая деятельность
2. Трудовая концепция В) вытеснение в бессознательное
3. Психоаналитическая концепция инстинктивных сексуальных
4. Символическая концепция побуждений
С) игровая деятельность
D) символическая деятельность
Ответы: 1-_____; 2-______; 3-_______; 4-______.
4.Установите соответствие, позволяющее определить основателей ведущих концепций антропосоциогенеза:
1.трудовая концепция А) Э.Кассирер
2.игровая концепция В) Ф.Энгельс
3.психоаналитическая концепция С) Й.Хейзинга
4.символическая концепция D) З.Фрейд
Ответы: 1-_____; 2-______; 3-_____; 4-______.
5.Соотнесите основные коэволюционные стратегии экосоциального развития и идеи, лежащие в их основе:
1.«Назад к природе» А) идея покорения человеком природы
2.«Вперед к природе» В) идея смирения перед природой
3.Ноосферная стратегия С) идея преобразования природы с опорой
на науку и нравственное отношение к ней
Ответы: 1-_____; 2-______; 3-______.