Общесистемный подход
Общесистемный подход основывается на предположении, что еще до реализации системы мы некоторым обоснованным способом можем распознать взаимосвязи между частями ее базовой информации. Процессы сбора, хранения и обработки данных проектируются и реализуются в рамках всей системы в целом. Хотя этот подход является идеальным, его применение в полном объеме может оказаться весьма трудным из-за практических, политических и социальных проблем. При уже существующей системе проектирование идеальной системы может стать просто академическим упражнением, так как ее реализация вызовет радикальные преобразования. В самом деле, слепое, без определенной технологии, использование проектировщиками этого подхода может привести к крушению иллюзий, что и случается во многих сегодняшних вычислительных системах.
Однако в организациях, которые еще не имеют разработанных систем, действующих и считающихся удовлетворительными, рассматриваемый подход может быть успешно применен. Он является идеализированным и не может в полном объеме применяться в реальной организации. Как можно было увидеть при рассмотрении шести подходов, стратегия выбора подхода должна формироваться с учетом особенностей конкретной системы. Следует принимать в расчет такие факторы, как размер организации, природа ее деловых операций и опыт. Существенно, что выбор стратегии должен быть произведен после тщательной оценки степени риска и преимуществ возможных подходов.
|
|
Организацию можно охарактеризовать через ресурсы, которыми ома манипулирует. Очевидные ресурсы - такие, как деньги, люди, запасы и средства производства, легко идентифицировать. Менее очевидны ресурсы, характеризующие специфику конкретной организации. Для авиалиний это число свободных мест, больниц и отелей - соответственно койки и номера. В системе образования важное понятие ресурса формируется путем деления людей на персонал и студентов; возможно дальнейшее разделение персонала на преподавательский и вспомогательный. В обрабатывающей промышленности может быть полезным разделение запасов таким образом, чтобы выделить те из них, которые необходимы в процессе обработки, и те, которые, в сущности являются сырьем для производства изделий.
Информационная система, основанная на характеристиках ресурсов организации, дает преимущества не только в обслуживании и отражении существенных функций управления, но и в смысле готовности конкретных элементов данных к использованию. Применяя этот подход, можно получить всю основную необходимую нам информацию из документов организации, которые отражают происходящие события. Документы (заказы, счета-фактуры, заявки на работу, бланки налоговой декларации, квитанции, чеки и т. д.) дадут всю существенную информацию. Данные, источник которых известен, проверяются на достоверность в ходе операционных процедур, и датируются.
|
|
В большинстве случаев нет необходимости формировать искусственные конструкции данных. Все, что требуется, уже содержится
в данных, получаемых из деловой сферы. Они получаются из источника, органичного для бизнеса, т. е. из документов или анализа
событий.
Следующий шаг - отображение ресурсов с целью показать их жизненный цикл и отразить статическую и динамическую фазы.
Учет всех видов взаимоотношений и документирование требуют
большого мастерства, поскольку обилие деталей затрудняет понимание; необходимая для их учета работа тяжела, а слишком мел
кие детали бесполезны.
Наилучший подход состоит в построении такого отображения,
которое идентифицирует главные файлы и связывает их так, чтобы
идентифицировать основные потоки данных в системе. Результирующая схема должна наглядно отражать деловую сферу организации.
Этот подход ориентирован на сбалансированную организацию, состоящую из нескольких одинаковых по размеру подсистем. Однако многие отрасли более соответствуют картине, где одна подсистема доминирует над другими.
В данном случае излагаемая методология открывает перед организацией полезную перспективу. Система, реализуемая для такой организации, вероятно, будет распределенной. Это означает, что будут создаваться отдельные информационные системы, которые на последующих стадиях будут связываться для получения информации управления.