Методы сбора материалов обследования

Рис. Объединение ролей в малых проектах


Лекция 1. 1

Общая характеристика процесса проектирования ИС.. 1

Модели ЖЦ и его основные этапы.. 3

Лекция 2. 6

Анализ требований. 6

Разработка технического задания. 8

Проектирование. 13

Лекция 3. 14

Реализация (Программирование/Внедрение) 14

Тестирование и отладка. 14

Эксплуатация и сопровождение. 15

Подходы к внедрению ИТ на предприятии. 16

Кусочная (хаотичная) автоматизация. 16

Автоматизация по участкам.. 16

Автоматизация по направлениям.. 17

Полная автоматизация управления предприятием.. 18

Лекция 4. 20

Проведение обследования деятельности предприятия. 20

Лекция 5. 25

Проведение обследования. 25

Лекция 6. 31

Построение и анализ моделей деятельности предприятия. 31

Лекция 7. 37

Разработка системного проекта. 37

Предложения по автоматизации. 38

Лекция 8. 41

Фрагмент модели требований к системе автоматизации автобазы.. 41

Фрагмент технического проекта ремонтной службы.. 44

Лекция 9. 56

Концептуальные основы CASE-технологии. 56

Лекция 10. 61

Классификация case - средств. 62

Лекция 11. 68

Реинжиниринг (BPR) 68

Причины неудач при BPR.. 72

Лекция 12. 75

Организация процесса разработки ПО.. 75

Проблемы в процессе разработки программного обеспечения. 75

Разрабатывайте итеративно. 76

Управляйте требованиями. 77

Пользуйтесь модульными архитектурами. 78

Лекция 13. 80

Используйте визуальное моделирование. 80

Осуществляйте проверку качества. 81

Следите за изменениями. 82

Лекция 14. 84

RUP (Rational Unified Process) 84

Основные принципы RUP. 85

The Spirit of RUP. 87

Лекция 15, 16. 90

Microsoft Solutions Framework (MSF) 90

Дисциплина управления подготовкой MSF. 91

Дисциплина управления проектами MSF. 93

Модель процессов MSF. 93

Модель проектной группы MSF. 97

Вопросы к зачету

1. Что такое структурный анализ? Какие идеи лежат в его основе?

2. Какие графические нотации применяются для структурного анализа?

3. Стандарт IDEF0. Как описывается взаимодействие системы с окружающим миром?

4. Рекомендации по составлению диаграмм.

5. Типы диаграмм в нотации IDEF0.

6. Какие типы стрелок существуют в нотации IDEF0?

7. Методология IDEF3. Единицы работы, связи.

8. Перекрестки в IDEF3.

9. Диаграммы потоков данных. Основные элементы.

10. Словарь данных

11. Спецификации процессов

12. Общая характеристика процесса проектирования ИС. Особенности современных крупных проектов проектирования ИС. Главная особенность проектирования ИС. Подходы к автоматизации.

13. Модели ЖЦ и его основные этапы. Типы моделей.

14. Анализ требований.

15. Разработка технического задания

16. Проектирование. Реализация.

17. Тестирование и отладка. Эксплуатация и сопровождение

18. Подходы к внедрению ИТ на предприятии

19. Проведение обследования деятельности предприятия

20. Проведение обследования

21. Построение и анализ моделей деятельности предприятия

22. Разработка системного проекта

23. Предложения по автоматизации

24. Концептуальные основы CASE-технологии

25. Основные функциональные возможности CASE-средств

26. Классификация CASE-средств

27. Итеративная разработка. Управление требованиями. Модульная архитектура

28. Визуальное моделирование

29. Проверка качества

30. Отслеживание изменений

31. Реинжиниринг бизнес-процессов

32. Методология проектирования RUP

33. Методология проектирования MSF

34. Управление проектом разработки ИС

Практические задания

Создайте модель

1) работы игрового автомата

2) работы банкомата (IDEF3)

3) работы чайника

4) работы уличного телефона

5) работы микроволновой печи

6) поступления в вуз (DFD)

7) сдачи экзамена (DFD)

8) Создайте модель работы игрового автомата в стандарте IDEF0

9) Создайте модель в стандарте DFD звонка по сотовому телефону с использованием встроенной записной книжки и регистрацией в списке звонков

10) Создайте модель работы микроволновой печи в любом из известных Вам стандартов

11) Создайте модель поступления в вуз в стандарте IDEF0

12) Создайте модель сдачи экзамена в стандарте IDEF3

13) Получение кредита на приобретение компьютера (IDEF3)

14) Получение книги в библиотеке (IDEF3)

15) Пополнение баланса на телефоне (DFD)


[1] Следует учесть, что в MSF определения терминов иногда несколько отличаются от определений этих терминов, используемых в рамках некоторых других подходов к управлению проектами. (прим. редактора перевода)

Метод бесед и консультаций с руководителями чаще всего проводится в форме обычной беседы с руководителями предприятий и подразделений или в форме деловой консультации со специалистами по вопросам, относящимся к определению проблем развития и управления предприятием.

Метод опроса исполнителей на рабочих местах используется в процессе сбора сведений непосредственно у специалистов путем бесед, которые требуют тщательной подготовки.

Метод личного наблюдения применим, если изучаемый вопрос понятен по существу и необходимо лишь уточнение деталей без существенного отрыва исполнителей от работы.

Метод фотографии рабочего дня исполнителя работ предполагает непосредственное участие проектировщиков и применение рассчитанного для регистрации данных наблюдения специального листа фотографии рабочего дня и распределения его между работами.

Метод выборочного хронометража отдельных работ требует предварительной подготовки, известных навыков и наличия специального секундомера. Данные хронометража позволяют установить нормативы на выполнение отдельных операций и собрать подробный материал о технике осуществления некоторых работ.

Метод анализа операций заключается в расчленении рассматриваемого делового процесса, работы на ее составные части, задачи, расчеты, операции и даже их элементы. После этого анализируется каждая часть в отдельности, выявляются повторяемость отдельных операций, многократное обращение к одной и той же операции, их степень зависимости друг от друга.

Расчетный метод применяется для определения трудоемкости и стоимости работ, подлежащих переводу на выполнение с помощью ЭВМ, а также для установления объемов работ по отдельным операциям.

Метод аналогии основан на отказе от детального обследования какого-либо подразделения или какой-либо работы. Использование метода требует наличия тождественности и не исключает общего обследования и выяснения таких аспектов, на которые аналогия не распространяется.

Метод ведения индивидуальных тетрадей-дневников. Записи в дневнике производятся исполнителем в течение месяца ежедневно, сразу же после выполнения очередной работы.

Метод документной инвентаризации управленческих работ заключается в том, что на каждую работу в отдельности открывается специальная карта обследования, в которой приводятся все основные данные о регистрируемой работе или составляемых документах.

Метод самофотографии рабочего дня заключается в том, что наблюдение носит более детальный характер и происходит в короткий срок. Этот метод дает сведения о наиболее трудоемких или типичных отдельных работах, которые используются для определения общей трудоемкости выполнения всех работ.

Результаты обследования представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.

Техническое задание - это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.

На основе ТЭО разрабатываются основные требования к будущему проекту ИС и составляется Техническое задание согласно ГОСТ 34.602 - 89, в состав которого входят следующие основные разделы.

1. Общие сведения о проекте, полное наименование системы, код системы, код договора, наименование предприятия-разработчика и предприятия-заказчика, перечень документов, на основе которых создается система, плановые сроки начала и окончания работ по созданию системы, сведения об источниках финансирования, порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей).

2. Назначение, цели создания системы: вид автоматизируемой деятельности и перечень объектов автоматизации, на которых предполагается се использовать; наименования и требуемые значения технических, экономических и других показателей объекта, которые будут достигнуты в результате внедрения ИС.

3. Характеристика объекта автоматизации, краткие сведения об объекте автоматизации; сведения об условиях эксплуатации объекта и характеристиках окружающей среды.

4. Требования к системе: требования к структуре системы; к численности квалифицированных работников; к надежности и безопасности работы системы; к эксплуатации системы; к защите информации от несанкционированного доступа; требования по сохранности информации при авариях и т.д. Далее приводится перечень функций, задач или их комплексов, подлежащих автоматизации; распределение их по очередям создания; период реализации каждой задачи; к форме представления выходной информации; характеристики необходимой точности и времени выполнения, достоверности выдачи результата.

5. Состав и содержание работ по созданию системы: перечень этапов работ по созданию системы; перечень организаций-исполнителей; перечень документов, предъявляемых по окончании работ и др.

6. Порядок контроля приемки системы: виды, состав, методы испытания системы и ее частей; общие требования к приемке работ по стадиям; порядок утверждения приемных документов; статус приемочной комиссии.

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта к вводу системы в действие: перечень необходимых мероприятий и их исполнителей, создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб; сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.

8. Требования к документированию: перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов, соответствующих требованиям ГОСТ.

9. Источники разработки должны быть перечислены документы и информационные материалы (ТЭО, отчеты о законченных научно-исследовательских разработках, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.).

10. Приложения, содержащие расчеты экономической эффективности системы; оценку научно-
технического уровня системы.

При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:

установить общую цель создания ИС, определить состав подсистем и функциональных задач;

разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам;

разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных); установить общие требования к проектируемой системе; определить перечень задач создания системы и исполнителей; определить этапы создания системы и сроки их выполнения;

провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.

Для сложных ИС иногда на предпроектной стадии включают третий этап —«Разработка эскизного проекта».

Эскизный проект предусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям.

Эти решения разрабатываются на логическом уровне, т.е. алгоритмы обработки информации, описание информационных потребностей пользователей на уровне названий документов и показателей.

Выполнение стадии эскизного проектирования не является строго обязательной. Если основные проектные решения определены ранее или достаточно очевидны для конкретной ИС и объекта автоматизации, то эта стадия может быть исключена из общей последовательности работ.

Содержание эскизного проекта задается в ТЗ на систему.

Состав и содержание работ на стадии техно-рабочего проектирования

Работы на стадии Техно-рабочего проектирования выполняются на основе утвержденного Технического задания.

Техно-рабочее проектирование выполняется в два этапа:

техническое проектирование

рабочее проектирование.

На этапе Техническое проектирование выполняются работы по логической разработке и выбору наилучших вариантов проектных решений, в результате чего создается Технический проект.

Этап Рабочее проектирование связан с физической реализацией выбранного варианта проекта и получением документации Рабочего проекта.

При наличии опыта проектирования эти этапы иногда объединяются в один, в результате выполнения которого получают Техно-рабочий проект

Техническое проектирование.

Сначала уточняются цели создания ИС и выполняемые ею функции; устанавливается ее взаимосвязь с другими системами, уточняется и при необходимости изменяется организационная структура предприятия.

Затем разрабатываются локальные проектные решения, к числу которых относят следующие операции:

• разработка Постановки задачи, которая служит основанием для разработки проектных решений по задаче;

• проектирование форм входных и выходных документов, системы ведения документов и макетов экранных форм документов;

• проектирование классификаторов экономической информации и системы ведения классификаторов;

• проектирование состава и структур файлов информационной базы;

• уточнение состава технических средств.

Основным компонентом локальных проектных решений является постановка задачи. Этот документ содержит четыре составные части:

• характеристику задачи: цель, назначение решения конкретной задачи, периодичность решения задачи, описание связей с другими задачами;

• описание входной информации: перечень входных документов; периодичность возникновения и сроки получения информации; наименования и идентификаторы по каждой форме документа;

• описание выходной информации: аналогично входной информации;

• описание алгоритма решения задачи: перечень формул расчета результатных показателей или описание математической модели, экономико-математического метода, применяемого для ее реализации, и перечень последовательных шагов выполнения расчетов

Результатом выполнения этого этапа работ является документ Технический проект. Рабочее проектирование

На этом этапе осуществляется техническая реализация выбранных наилучших вариантов и оформляется: Программная документация:

• описание программ;

• спецификация программ;

• тексты программ;

• контрольные примеры;

• инструкции для системного программиста, оператора и пользователя.

Технологическая документаиия, которая предназначена для использования специалистами в своей деятельности на каждом автоматизированном рабочем месте. В ее состав входят:

технологические карты, разрабатываемые на процессы обработки информации при решении задач каждого класса;

инструкционные карты, составляемые на каждую технологическую операцию;

Правовые инструкции, определяющих права и обязанности специалистов, работающих в условиях функционирования на предприятии компонентов ИС.

Заключительной операцией оформление рабочего проекта.

Состав и содержание работ на стадиях внедрения, эксплуатации и сопровождения проекта Внедрение проекта включает в себя три этапа: подготовка объекта к внедрению проекта; опытное внедрение проекта сдача его в промышленную эксплуатацию.

На этапе Подготовка объекта к внедрению проекта осуществляется комплекс работ по подготовке предприятия к внедрению разработанного проекта ИС.

На этапе Опытное внедрение осуществляют проверку правильности работы некоторых частей проекта и получают исправленную проектную документацию и составляют Акт о проведении опытного внедрения.

На этапе Сдача проекта в промышленную эксплуатацию осуществляют комплексную системную проверку всех частей проекта, в результате которой получают доработанный Техно-рабочий проект и Акт приемки проекта в промышленную эксплуатацию.

Эксплуатация и сопровождение проекта включает этапы:

эксплуатация проекта;

сопровождение и модернизация проекта.

На этапе Эксплуатация проекта получают информацию о работе всей системы в целом и отдельных ее компонентов и собирают статистику о сбоях системы в виде замечаний, которые накапливаются для

выполнения следующего этапа.

На этапе Сопровождение проекта выполняются два вида работ:

ликвидируются последствия сбоев в работе системы и исправляются ошибки, не выявленные при внедрении проекта,

осуществляется модернизация проекта. В процессе модернизации проект либо дорабатывается, т.е. расширяется по составу подсистем и задач, либо производится перенос системы на другую программную или техническую платформу с целью адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования, в результате чего получают документы модернизированного Техно-рабочего проекта.

На стадии внедрение проекта проводятся подготовка и постепенное освоение разработанной проектной документации ИС заказчиками системы и осуществляется выявление частных и системных принципиальных недоработок в предлагаемом проектном решении.

Внедрение может осуществляться с использованием следующих методов:

• последовательный метод, когда последовательно внедряется одна подсистема за другой и одна задача следует за другой задачей. Недостаток: увеличение длительности внедрения, что ведет за собой рост стоимости проекта.

• параллельный метод, при котором все задачи внедряются во всех подсистемах одновременно. Недостаток: возникает возможность пропуска ошибок в проектной документации (хотя сокращается время внедрения).

• смешанный подход, согласно которому проектировщики, внедрив несколько подсистем первым методом и накопив опыт, приступают к параллельному внедрению остальных. Используется чаще других.

Внедрение проекта осуществляется в течение трех этапов:

/. этап. Подготовка объекта к внедрению.

• изменяется организационная структура объекта;

• набираются кадры соответствующей;

• оборудуется здание под установку вычислительной техники;

• выполняются закупка и установка вычислительной техники;

• в цехах, отделах устанавливаются средства сбора, регистрации первичной информации и передачи по каналам связи;

• осуществляется создание файлов информационной базы с нормативно-справочной информацией.

В результате выполнения этапа составляется Акт готовности объекта к внедрению проекта ИС. Затем формируется состав приемной комиссии, разрабатывается Программа проведения опытного внедрения и издается Приказ о начале опытного внедрения.

2 этап. Опытное внедрение:

• подготовка исходных оперативных данных для задач, которые проходят опытную эксплуатацию;

• ввод исходных данных в ЭВМ и выполнение запланированного числа реализаций:

• анализ результатных данных на предмет наличия ошибок.

В случае обнаружения ошибок осуществляются поиск причин и источников ошибок, внесение коррективов в программы, в технологию обработки информации, в работу технических средств, в исходные оперативные данные и в файлы с условно-постоянной информацией. Кроме того, выявляется неквалифицированная работа операторов, что служит основанием для проведения комплекса мер по улучшению подготовки кадров.

После устранения ошибок получают Акт о проведении опытного внедрения.

3 этап. Сдача проекта в промышленную эксплуатацию.

• проверка соответствия выполненной работы договорной документации по времени выполнения, объему проделанной работы и затратам денежных средств;

• проверка соответствия проектных решений по ИС требованиям ТЗ;

• проверка соответствия проектной документации ГОСТам;

• проверка технологических процессов обработки данных по всем задачам и подсистемам;

• проверка качества функционирования информационной базы, оперативности и полноты ответов на запросы;

• выявление локальных и системных ошибок и их исправление.

В результате выполнения работ данном этапе составляется Акт сдачи проекта в промышленную эксплуатацию.

На стадии Эксплуатация и сопровождение проекта решается вопрос о том, чьими силами (персоналом объекта-заказчика или организации-разработчика) будут осуществляться эксплуатация и сопровождение проекта, и в случае выбора второго варианта заключается Договор о сопровождении проекта.

В процессе выполнения этапа эксплуатация проекта осуществляются исправления в работе всех частей системы при возникновении сбоев, регистрация этих случаев в журналах, отслеживание технико-экономических характеристик работы системы и накопление статистики о качестве работы всех компонентов системы.

На этапе Сопровождение и модернизация проекта выполняется анализ собранного статистического материала, а также анализ соответствия параметров работы системы требованиям окружающей среды. Анализ осуществляет создаваемая для этих целей комиссия. По результатам анализа:

• дается заключение о необходимости модернизации всего проекта или его частей;

• определяется объем доработок, сроки и стоимость выполнения этих работ.

Тема 5. Определение параметров системы

Цели и границы применения системы. Определение критериев разработки. Основные направления разработки, определение масштаба и границ системы.

Наглядные пособия: Презентационный материал. Технические средства обучения: мультимедийный проектор. Количество лекционных часов: 4

Наполнение:

«Любая система предназначена для решения конкретных, а отнюдь не всех задач». Эти слова принадлежат Роберту Холлу (Robert Hall), сотруднику известной американской компании «North American Aviation».

Говорят, что эту фразу Роберт Холл произнес в разговоре с вице президентом компании, пытавшимся расширить границы его проекта сверх разумных пределов, и это возражение едва не стоило Холлу работы. (В системном проектировании, как и в любой другой области, следует учитывать, к какой аудитории вы обращаетесь). Как бы тони было, я целиком разделяю мнение Холла о процессе разработки систем. Если вы все-таки намерены успешно выполнить свой проект, то должны очертись его рамки. Без четкого понимания, что именно вы хотите сделать, неизбежны серьезные трудности.

Итак, прежде чем приступать к работе, определите параметры системы, а именно:

• цели — не то, зачем создается данная система, а цели проекта как целого;

• критерии проектирования — они будут использоваться в процессе оценки компромиссов (которые неизбежны при разработке и внедрении системы) а также возможностей ее реализации;

• границы применения — какие функции будут реализованы в данной системе, а какие нет.

Цели и границы применения системы

Казалось бы, определить цели и границы применения системы достаточно просто. Если нам повезет, так и будет — иногда эти параметры четко ясны еще при составлении первоначального плана. Однако чаше этот процесс чрезвычайно сложен. Формальные аналитические технологии и гибкие подходы, используемые на стадии разработки, сочетаются с дипломатическим талантом системных аналитиков.

Цель процесса разработки, как правило, и есть наиболее важный фактор в определении границ применения системы и критериев ее оценки. В конечном итоге, это набор аргументов в пользу ее создания. Очевидно, вы не сможете принять обоснованного решения по какому-либо конкретному вопросу, до тех пор пока не будет окончательно ясно, чего, собственно, вы хотите достигнуть в итоге.

Не следует смешивать понятия «цель» и «краткое описание». Краткое описание системы, как и бюджет, составляют обычно в самом начале проекта. Например, при разработке решения, позволяющего автоматизировать процесс регистрации заказов, поступающих от покупателей, краткое описание системы будет сформулировано как «автоматизация регистрации заказов, поступающих от клиентов фирмы». Но отнюдь не это является целью создания данной системы. Цель это фактор или набор факторов, обусловливающих необходимость реализации данного проекта.

По правде говоря, само понятие «цель» в применении к системе не вполне корректно. В большинстве случаев у систем несколько целей, которые могут быть как четкими и конкретными, так и не вполне. И выявить их непросто. Для чего вообще нужно автоматизировать систему регистрации заказов? Для ускорения процесса регистрации? Для повышения точности и сохранности вводимых данных? Для снижения накладных расходов? Чтобы поднять авторитет компании среди пользователей этой системы? Чтобы менеджер чувствовал, что «идет в ногу со временем»? Вполне вероятно, что в данном случае создание системы будет преследовать все эти цели,

а также множество других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: