Модель организационной структуры
Модель организационной структуры предприятия представляет собой традиционную иерархическую структуру подчинения подразделений и персонала (организационных единиц). Назначение моделирования организационной структуры применительно к информационной системе заключается в распределении автоматизируемых функций по работникам подразделений и определении полномочий доступа к информационной системе.
Бизнес-правила - это специальные сведения, которые хранятся в репозитории и используются для контроля корректности построенной модели предприятия и процессов конфигурации и эксплуатации ИС. В системе R/3 бизнес-правила встроены в бизнес-объекты, в системе BAAN бизнес-правила выделены в самостоятельные компоненты.
Рассмотрим реализацию модельно-ориентированного проектирования ИС.
В силу сложности комплексной типовой информационной системы для модельно-ориентированного проектирования характерны следующие особенности.
|
|
• Привязка типовой информационной системы к условиям конкретного экономического объекта осуществляется в результате совместных усилий фирмы-производителя программного продукта или официального дистрибьютера и проектной группы предприятия.
• Консультанты со стороны фирмы-производителя программного продукта принимают участие на всех этапах внедрения системы и особенно на этапе анализа требований.
• Возрастает роль руководства предприятия в организации и контроле за созданием информационной системы.
В известных методологиях модельно-ориентированного проектирования ИС Accelerated SAP и BAAN Orgware большое внимание уделяется регламентации последовательности операций на основе применения программных средств планирования, позволяющих ускорить процесс внедрения типовой ЭИС.
Технология модельно-ориентированного проектирования ИС включает четыре основные стадии:
– выбор типового проекта,
– разработка проектной модели предприятия,
– реализация проекта,
– ввод в эксплуатацию и поддержка функционирования.
На всех стадиях используется инструментарий моделирования предприятия.
Внедрение типовой информационной системы начинается с анализа требований к ИС. В частности, на основе результатов предпроектного обследования формируется предварительная модель предприятия, которая содержит требования к функциональности информационной системы (множеству автоматизируемых функций) и на основе которой осуществляяется выбор программного комплекса. Данная работа может быть выполнена в рамках проведения предварительного реинжиниринга бизнес-процессов. Возможен и другой вариант анализа требований, которые определяются существующей организацией бизнес-процессов. Во втором случае реально существующая модель предприятия будет адаптироваться на этапе эксплуатации информационной системы с целью оптимизации функционирования организационно-экономической системы. Считается, что второй подход обеспечивает более быстрое внедрение корпоративной ИС, сокращение капитальных затрат и повышение эффективности эксплуатации ИС.
|
|
На стадии построения предварительной модели предприятия строятся модели:
– бизнес-функций,
– бизнес-процессов,
– бизнес-объектов,
– организационной структуры.
После завершения этапа построения предварительной модели предприятия руководство предприятия принимает решение о выборе типовой информационной системы, модель предприятия которой в наибольшей степени соответствует целям автоматизации.
Далее на основе принятого решения о закупке программного обеспечения осуществляются оформление соглашения с фирмой-производителем типовой информационной системы о продаже и проведении работ по внедрению программного обеспечения, собственно закупка, формирование проектной группы внедрения, выделение всех необходимых ресурсов и формирование календарного плана-графика работ. В результате формируются технико-экономическое обоснование и техническое задание на внедрение типовой ИС.
На стадии "Разработка проектной модели предприятия" производится привязка модели предприятия к функциональности типовой ИС, на основе которой в последующем автоматически выполняется конфигурация информационной системы.
На стадии разработки проектной модели предприятия выполняются следующие работы:
• инсталляция программного продукта, реализующего типовую ИС;
• проведение обучения проектной команды;
• привязка модели предприятия к компонентам типовой информационной системы;
• определение требований к доработке программного обеспечения;
• проектирование внешних интерфейсов системы.
В начале разработки проектной модели консультанты по типовой информационной системе совместно с проектной группой на основе предварительно построенной модели бизнес-функций и референтной модели уточняют модель бизнес-функций. Правильность выбора бизнес-функций контролируется на основе использования бизнес-правил.
Далее осуществляется привязка программных модулей типовой ИС к функциональным блокам бизнес-процессов. Для этого компоненты референтной модели, описывающие программные модули типовой ИС, приписываются к функциональным блокам модели бизнес-процесса, связанным с моделью бизнес-функций. Для оригинальных компонентов в модели бизнес-процессов задаются спецификации на разработку программных модулей. Корректность выбора бизнес-процессов для бизнес-функций и условий привязки и выполнения программных модулей проверяется по бизнес-правилам.
Далее производится " Привязка бизнес-объектов к программным модулям ". В объектно-ориентированном представлении данная операция выполняется путем задания имен методов в определениях классов объектов. В функционально-ориентированном представлении для соответствующих процедур задается список входных и выходных объектов. Корректность привязки контролируется с помощью бизнес-правил.
Далее осуществляется привязка исполнителей процесса к используемым программным модулям и бизнес-объектам. При этом устанавливаются роли исполнителей для выполнения той или иной работы и создаются спецификации интерфейса пользователя. Корректность операции проверяется также с использованием бизнес-правил.
|
|
Стадия "Реализация проекта ИС" сводится к конфигурированию ИС и генерации интерфейсов пользователей, а также к определению структуры базы данных. Настройка программного комплекса типовой ИС и генерация интерфейса пользователей осуществляются автоматически на основе бизнес-правил и проектной модели предприятия. В исключительных случаях требуется доработка или создание новых программных модулей, которые производятся с помощью инструментальных средств программного комплекса.
Конфигурирование программных модулей осуществляется путем установки параметров по модели бизнес-процессов. Конфигурирование осуществляется либо автоматически с помощью бизнес-правил, либо вручную аналогично параметрической настройке отдельных пакетов прикладных программ.
Настройка базы данных осуществляется по определению бизнес-объектов либо автоматически на основе использования бизнес-правил, либо вручную путем определения подмножества необходимых атрибутов.
Генерация пользовательских интерфейсов выполняется автоматически по модели взаимодействия исполнителей и программных модулей (описанию ролей пользователей).
Доработка программных модулей или разработка новых программных модулей и интерфейсов осуществляется на основе определенных ранее спецификаций на доработку программных модулей и интерфейсов с использованием языковых средств типовой системы.
В завершении стадии реализации осуществляется комплексное тестирование всех компонентов корпоративной ИС.
Стадия "Ввод в эксплуатацию" осуществляется поэтапно в соответствии с определенным планом. Перед началом эксплуатации должны быть выполнены следующие работы:
• создание документации конечных пользователей и их обучение;
• установка программно-технической среды эксплуатации ИС;
• наполнение информацией новых баз данных или подключение и конвертация существующих баз данных.
В процессе эксплуатации ИС осуществляется системная поддержка для устранения возникающих замечаний. Особое внимание на стадии эксплуатации придается развитию проекта ИС. Для этого система должна накапливать статистику о характере функционирования информационной системы, на основе которой происходит технологическая отладка эффективности эксплуатации ИС. Важно также осуществлять анализ эффективности организации на основе контроллинга экономических показателей, который приводит к непрерывному совершенствованию проектной модели предприятия, а следовательно, к адаптации ИС к необходимым изменениям.
|
|
Литература к разделу 2
1. Грекул В. И. Проектирование информационных систем / В. И. Грекул, Н. Г. Денищенко, Н. Л. Коровкина. – Интернет‑университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2005.
2. Смирнова Г. Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю. Ф.
Проектирование экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.
3. Павлов, А. Н. Опыт управления проектами на основе стандарта PMI PMBOK: изложение методологии и опыт применения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 208 с.
4. Орлик, С. Программная инженерия //
https://www.software-testing.ru/files/se/3-software_engineering.pdf
5. SWEBOK // https://ru.wikipedia.org/wiki/SWEBOK
6. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge: 2004 version Swebok. – Computer Society, 2004. – 202 p. (книга доступна для чтения по адресам: https://www.swebok.org и https://lib.mexmat.ru/books/11832. Переводы глав оригинального SWEBOK с замечаниями и комментариями доступны на сайте С. Орлика: https://swebok.sorlik.ru/index.html).
7. Дубова, Н. Знакомьтесь: SWEBOK // https://www.osp.ru/os/2006/07/3290839/
8. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах = Software Engineering 2004. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering; Computing Curricula 2001: Computer Science. – М.: ИНТУИТ.РУ "Интернет‑университет информационных технологий", 2007. – 462 с.
9. Маглинец, Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. – М.: Интернет‑университет информационных технологий, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 200 с.
10. Вигерс, К. Разработка требований к программному обеспечению. – М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004. – 576 с.
11. Леффингуелл, Д., Уидриг, Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. – М.: Вильямс, 2002. – 448 с.
12. Коберн, А. Современные методы описания функциональных требований к системам. – М.: Лори, 2002. – 263 с.
13. Мацяшек, Л. Анализ и проектирование информационных систем с помощью UML 2.0. – М.: Вильямс, 2008. – 816 с.
14. Орлик, С., Булуй, Ю. Программные требования (Software Requirements по SWEBOK) // https://swebok.sorlik.ru/1_software_requirements.html
15. Бизнес-требования к информационной системе //
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнестребования_к_информационной_системе
16. IEEE Standart 830‑1998. IEEE Recommended Practice for Software Requirements Specifications.
17. Спецификация программного обеспечения //
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спецификация_программного_обеспечения
18. Методика составления спецификаций требований к программному обеспечению (IEEE-830-1998) //
https://www.webisgroup.ru/services/programming/srs/ieee-830-1998/
19. Халл, Э., Джексон, К., Дик, Дж. Разработка и управление требованиями. – М.: Telelogic, 2005. – 230 с.
20. Золотухина, Е. Б. Управление требованиями при разработке программных систем с использованием Rational RequisitePro. – М.: ИНТЕРФЕЙС, 2002. – 81 с.