Модели бизнес-правил

Модель организационной структуры

Модель организационной структуры предприятия представ­ляет собой традиционную иерархическую структуру подчине­ния подразделений и персонала (организационных единиц). На­значение моделирования организационной структуры приме­нительно к информационной системе заключается в распреде­лении автоматизируемых функций по работникам подразделе­ний и определении полномочий доступа к информационной системе.

Бизнес-правила - это специальные сведения, которые хранятся в репозитории и используются для контроля корректности построенной модели предприятия и про­цессов конфигурации и эксплуатации ИС. В системе R/3 биз­нес-правила встроены в бизнес-объекты, в системе BAAN биз­нес-правила выделены в самостоятельные компоненты.

Рассмотрим реализацию модельно-ориентированного проектиро­вания ИС.

В силу сложности комплексной типовой информационной системы для модельно-ориентированного проектирования харак­терны следующие особенности.

• Привязка типовой информационной системы к условиям кон­кретного экономического объекта осуществляется в резуль­тате совместных усилий фирмы-производителя программно­го продукта или официального дистрибьютера и проектной группы предприятия.

• Консультанты со стороны фирмы-производителя программ­ного продукта принимают участие на всех этапах внедрения системы и особенно на этапе анализа требований.

• Возрастает роль руководства предприятия в организации и контроле за созданием информационной системы.

В известных методологиях модельно-ориентированного про­ектирования ИС Accelerated SAP и BAAN Orgware большое внимание уделяется регламентации последовательности опера­ций на основе применения программных средств планирования, позволяющих ускорить процесс внедрения типовой ЭИС.

Техно­логия модельно-ориентированного проектирования ИС вклю­чает четыре основные стадии:

– выбор типового проекта,

– разра­ботка проектной модели предприятия,

– реализация проекта,

– ввод в эксплуатацию и поддержка функционирования.

На всех стадиях используется инструментарий моделирова­ния предприятия.

Внедрение типовой информационной системы начинается с анализа требований к ИС. В частности, на ос­нове результатов предпроектного обследования формиру­ется предварительная модель предприятия, которая содержит требования к функциональности информационной систе­мы (множеству автоматизируемых функций) и на основе которой осуществляя­ется выбор программного ком­плекса. Данная работа может быть выполнена в рам­ках проведе­ния предварительного реинжиниринга бизнес-процессов. Воз­мо­­жен и другой вариант анализа требований, которые определяют­ся сущест­ву­ющей организацией бизнес-процессов. Во втором случае реально существу­ющая модель предприятия будет адап­тироваться на этапе эксплуатации инфор­мационной системы с целью оптимизации функционирования организационно-экономической системы. Считается, что второй подход обеспечивает более быстрое внедрение корпоративной ИС, сокращение капиталь­ных затрат и повышение эффективности эксплуатации ИС.

На стадии построения предварительной модели предприятия строятся модели:

– бизнес-функций,

– бизнес-процессов,

– бизнес-объектов,

– организационной структуры.

После завершения этапа построения предварительной моде­ли предприятия руководство предприятия принимает решение о выборе типовой информационной системы, модель предприятия которой в наибольшей степени соответствует целям автоматиза­ции.

Далее на основе принятого решения о закупке программного обеспечения осуществляются оформление соглашения с фирмой-производителем типовой информационной системы о продаже и проведении работ по внедрению программного обеспечения, соб­ственно закупка, формирование проектной группы внедрения, выделение всех необходимых ресурсов и формирование кален­дарного плана-графика работ. В результате формируются техни­ко-экономическое обоснование и техническое задание на внедре­ние типовой ИС.

На стадии "Разработка проектной модели предприятия" производится привязка модели предприятия к функционально­сти типовой ИС, на основе которой в последую­щем автоматически выполняется конфигурация информационной системы.

На стадии разработки проектной модели предприятия выпол­няются следующие работы:

• инсталляция программного продукта, реализующего типовую ИС;

• проведение обучения проектной команды;

• привязка модели предприятия к компонентам типовой инфор­мационной системы;

• определение требований к доработке программного обеспе­чения;

• проектирование внешних интерфейсов системы.

В начале разработки проектной модели консультанты по ти­повой информационной системе совместно с проектной группой на основе предварительно построенной модели бизнес-функций и референтной модели уточняют модель бизнес-функций. Правильность выбора бизнес-функ­ций контролируется на основе использования бизнес-правил.

Далее осуществляется привязка программных модулей типо­вой ИС к функциональным блокам бизнес-процессов. Для этого компоненты референтной модели, описывающие программные модули типовой ИС, припи­сываются к функциональным блокам модели бизнес-процесса, связанным с моделью бизнес-функций. Для оригинальных компонентов в модели бизнес-процессов задаются специфи­кации на разработку программных модулей. Корректность выбора бизнес-процессов для бизнес-функций и условий привяз­ки и выполнения программных модулей проверяется по бизнес-правилам.

Далее производится " Привязка бизнес-объектов к программным мо­дулям ". В объектно-ориентированном представлении дан­ная операция выполняется путем задания имен методов в опре­делениях классов объектов. В функционально-ориентированном представлении для соответствующих процедур задается список входных и выходных объектов. Корректность привязки контро­лируется с помощью бизнес-правил.

Далее осуществляется привязка исполнителей процес­са к использу­емым программным модулям и бизнес-объектам. При этом устанавливаются роли испол­нителей для выполнения той или иной работы и создаются спецификации интерфейса пользователя. Корректность опе­рации проверяется также с использованием бизнес-правил.

Стадия "Реализация проекта ИС" сводится к конфигурированию ИС и генерации интерфейсов пользователей, а также к определению структуры базы данных. Настройка про­граммного комплекса типовой ИС и генерация интерфейса пользователей осуществляются автоматически на основе бизнес-правил и проектной модели предприятия. В исключи­тельных случаях требуется доработка или создание новых про­граммных модулей, которые производятся с помощью инстру­ментальных средств программного комплекса.

Конфигурирование программных модулей осуществляется путем установки параметров по модели биз­нес-процессов. Конфигурирование осуществляется либо автоматичес­ки с помощью бизнес-правил, либо вручную аналогично па­раметрической настройке отдельных пакетов прикладных программ.

Настройка базы данных осуществляется по определению бизнес-объектов либо автоматически на основе использования бизнес-правил, либо вручную путем определения подмножества необходимых атрибутов.

Генерация пользовательских интерфейсов выполняется автоматически по модели взаимодействия исполнителей и программных модулей (опи­санию ролей пользователей).

Доработка программных модулей или разработка новых про­граммных модулей и интерфейсов осуществ­ляется на основе определенных ранее спецификаций на доработ­ку программных модулей и интерфейсов с использованием языковых средств типовой системы.

В завершении стадии реализации осуществляется комплекс­ное тестирование всех компонентов корпоративной ИС.

Стадия "Ввод в эксплуатацию" осуществляется по­этапно в соответствии с определенным планом. Перед началом эксплуатации должны быть выполнены следующие работы:

• создание документации конечных пользователей и их обучение;

• установка программно-технической среды эксплуатации ИС;

• наполнение информацией новых баз данных или подключе­ние и конвертация существующих баз данных.

В процессе эксплуатации ИС осуществляется системная под­держка для устранения возникающих замечаний. Особое внима­ние на стадии эксплуатации придается развитию проекта ИС. Для этого система должна накапливать статистику о характере функционирования информационной системы, на основе кото­рой происходит технологическая отладка эффективности эксп­луатации ИС. Важно также осуществлять анализ эффективнос­ти организации на основе контроллинга экономических показателей, который приводит к непрерывному совершенствованию проект­ной модели предприятия, а следовательно, к адаптации ИС к не­обходимым изменениям.

Литература к разделу 2

1. Грекул В. И. Проектирование информационных систем / В. И. Грекул, Н. Г. Денищенко, Н. Л. Коровкина. – Интернет‑университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2005.

2. Смирнова Г. Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю. Ф.
Проектирование экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.

3. Павлов, А. Н. Опыт управления проектами на основе стандарта PMI PMBOK: изложение методологии и опыт применения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 208 с.

4. Орлик, С. Программная инженерия //

https://www.software-testing.ru/files/se/3-software_engineering.pdf

5. SWEBOK // https://ru.wikipedia.org/wiki/SWEBOK

6. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge: 2004 version Swebok. – Computer Society, 2004. – 202 p. (книга доступна для чтения по адресам: https://www.swebok.org и https://lib.mexmat.ru/books/11832. Переводы глав оригинального SWEBOK с замечаниями и комментариями доступны на сайте С. Орлика: https://swebok.sorlik.ru/index.html).

7. Дубова, Н. Знакомьтесь: SWEBOK // https://www.osp.ru/os/2006/07/3290839/

8. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информа­тики в университетах = Software Engineering 2004. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering; Computing Curricula 2001: Computer Science. – М.: ИНТУИТ.РУ "Интернет‑университет информационных технологий", 2007. – 462 с.

9. Маглинец, Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информа­цион­ным системам. – М.: Интернет‑университет информационных технологий, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 200 с.

10. Вигерс, К. Разработка требований к программному обеспечению. – М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004. – 576 с.

11. Леффингуелл, Д., Уидриг, Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. – М.: Вильямс, 2002. – 448 с.

12. Коберн, А. Современные методы описания функциональных требований к системам. – М.: Лори, 2002. – 263 с.

13. Мацяшек, Л. Анализ и проектирование информационных систем с помощью UML 2.0. – М.: Вильямс, 2008. – 816 с.

14. Орлик, С., Булуй, Ю. Программные требования (Software Requirements по SWEBOK) // https://swebok.sorlik.ru/1_software_requirements.html

15. Бизнес-требования к информационной системе //

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнестребования_к_информационной_системе

16. IEEE Standart 830‑1998. IEEE Recommended Practice for Software Requirements Specifications.

17. Спецификация программного обеспечения //

https://ru.wikipedia.org/wiki/Спецификация_программного_обеспечения

18. Методика составления спецификаций требований к программному обеспечению (IEEE-830-1998) //

https://www.webisgroup.ru/services/programming/srs/ieee-830-1998/

19. Халл, Э., Джексон, К., Дик, Дж. Разработка и управление требова­ниями. – М.: Telelogic, 2005. – 230 с.

20. Золотухина, Е. Б. Управление требованиями при разработке програм­мных систем с использованием Rational RequisitePro. – М.: ИНТЕРФЕЙС, 2002. – 81 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: