Модели соц. работы за рубежом
Зарубежный опыт социальной работы
Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
(Социальная работа как профессия зародилась на рубеже 19-20вв. В это время появились первые школы социальной работы в Германии, Великобритании, США, Франции, Швеции и в др. странах.)
Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении европейской и американской моделей социальной работы.
|
|
В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий это:
- социальная работа с индивидом
- социальная работа с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации;
- социальная работа с общиной (земляческая, негритянская).
Характерной чертой американцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Основным отличием и особенностью действующей системы СЗН в США от большинства европейских моделей является децентрализация (смещение власти и ответственности на штаты) Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральными гос. органами, либо федеральным законодательством, или законо-вом штата и органами управления штата. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в соц. помощи в конкретном регионе.
Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах:
· социальное страхование (два вида: пенсии по старости и пособие по безработице)
· государственное вспомоществование (устар. - пособие, материальная помощь) это вспомоществование бедным (критерий для ее получения - нуждаемость)
которые различаются между собой по источникам финансирования.
В США помимо государственного страхования существуют две формы частного страхования
- коллективная, по месту работы (ведущая форма)
- индивидуальная
Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную историю. В большинстве стран Европы создание официальных структур инициировалось государством. Поэтому социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства. Значительную роль в предоставлении социальных услуг оказывают местные органы самоуправления, и наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи.
|
|
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности.
Например в Германии основные виды социальной работы в последние годы традиционно группируются по таким направлениям:
- социальное страхование;
- социальное обеспечение;
- социальная помощь.
В Финляндии (в прошлом в этой стране сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов соц. обеспечения) Социальную политику разрабатывают и претворяют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям.
Другим характерным примером европейского традиционализма является модель социального обслуживания населения в Швеции. Количество ежегодно выпускаемых специалистов соц. сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 чел. Число профессионалов- социономов составляет более 18 тыс. чел.(интересен тот факт, что в соц. сфере занято несколько сотен тыс. работников без высшего образования- это помощники на дому, ухаживающие за престарелыми, за умственно отсталыми, за инвалидами, сиделки, и др. -все они имеют начальную подготовку в теоретических вопросах СР.) Деятельность соц. служб в Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. Основная обязанность по соц. обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно (или временно) проживает человек. Система соц. обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в соц. защищенности.
В. заключении необходимо отметить, что все сферы соц. работы в Европейских странах строго защищены законом и невыполнение их влечет за собой уголовную ответственность и другие меры наказания, штрафы и более легкие порицания с занесением в банк данных полиции нравов. Представляется, что Российской федерации стоит заимствовать лучшее в сфере организации социальной работы.
Также представляет интерес опыт зарубежных стран в подготовке социальных работников.
Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческой природы», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.
Обучение профессиональной социальной работе происходит в США на студенческом и аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного плана подготовить студента для перехода на следующий уровень.(4г) Цель аспирантского образования - подготовить человека к тому чтобы он стал независимым практиком, опытным исследователем.(2г) Некоторые профессионалы выбирают дальнейшую специализацию (докторская программа). Важно отметить, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой практической деятельности.
Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом.
Например, в Великобритании, как и в США, студенты изучают СР на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значительную роль чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами. Их называют руководителями практики. (иногда их освобождают от своей основной работы и прикрепляют к 3 и более студентам.) Практика занимает половину всего объема учебного времени. На сегодняшний день в Великобритании насчитывается более 50 тыс. соц. работников при общей численности населения немногим более 50млн. чел.
|
|
Во Франции существует дифференцированная (расчлененная) многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы является своевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе. Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной (планирующая весь ход текущего процесса) и построена по принципу непрерывности образования. Подготовка построена по принципу чередующего обучения, при этом теоретическое обучение чередуется с периодами целевой практики, стажировок в различных соц. службах. Французская система подготовки социальных работников социальной сферы является одной из наиболее эффективных в мире (до недавнего времени таковой являлась - американская модель).