Экономика – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Социальные последствии соотношения экономики и права: позитивные (право способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует естественно – историческому ходу развития общества, объективным экономическим законам); негативные (право тормозит развитие экономики тогда, когда оно противоречит объективным экономическим законам развития общества).
Основные системы управления экономикой: командно – административная (представляет собой тотальное государственно-правовое регулирование экономики); рыночная (основана на стихийном саморегулировании (в чистом виде в настоящее время нигде не существует)); смешанная (сочетающая рыночные законы с разумным государственным регулированием экономики, налоговой системы, рынков сбыта, рабочей силы).
Пределы государственно-правового вмешательства в экономику:
1. Определяются цели, задачи, принципы рыночных отношений и закрепляются тенденции их развития;
|
|
2. Фиксируются законодательным путем (должны фиксироваться) рамки и пределы государственно-правового вмешательства в экономику;
3. Законодательно закрепляются и гарантируются все формы собственности;
4. Осуждаются и запрещаются монополия и недобросовестная конкуренция, лжепредпринимательство, лжебанкротство и т.д.
5. Четко регламентируются законодательный порядок хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров;
6. Устанавливаются правовая ответственность за правонарушения в области экономики.
Политика – искусство управления государством; участие в делах государства; определение форм, задач, содержания его деятельности; сфера деятельности, связанная с отношениями между различными субъектами по поводу осуществления государственной власти.
Виды политики:
По направленности: внутренняя и внешняя.
По сферам общественной жизни: экономическая, экологическая, социальная, военная, юридическая, другие.
С позиции марксизма-ленинизма, политика является концентрированным выражением экономики, а право концентрированным выражением политики.
В демократическом обществе соотношение права и политики должно быть следующим:
1. С одной стороны, право является средством осуществления государственной политики в различных сферах общественной жизни;
2. С другой стороны, политическая деятельность всех субъектов политики и, прежде всего государства и его органов, должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за установленные им рамки.
Принципы права: понятие, классификация, значение. Характеристика общеправовых принципов.
|
|
Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Виды принципов права:
1. Общеправовые: демократизм, законность, гуманизм, справедливость, равенство граждан перед законом, взаимная ответственность государства и личности, и др.
2. Межотраслевые: принцип состязательности (в гражданском и уголовном процессах); принцип материальной ответственности (в гражданском, финансовом, трудовом и других отраслях права);
3. Отраслевые: нет преступления, без указания на то в законе (в уголовном праве); оплата по количеству и качеству труда (в трудовом праве).
4. Принципы правовых институтов: равенство всех форм собственности (институт собственности); неотвратимость ответственности (институт юридической ответственности).
Краткая характеристика общеправовых принципов:
Демократизм в правотворчестве выражается в широком участии людей и их различных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании права. В реализации права он проявляется в степени подконтрольности, доступности правоприменительных органов гражданам, а так же в уровне юридической помощи населению.
Законность – точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Гуманизм (человеческий, человечный) – состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Справедливость – это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением и т.п.
Равенство граждан перед законом – состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.
Взаимная ответственность государства и личности – состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм права, но и государство (его органы и должностные лица) – за нарушение своих обязанностей перед личностью.
Способы закрепления принципов права в законодательстве: текстуальный (принцип, непосредственно, текстуально закреплен в конкретной статье закона); смысловой (принцип, вытекает из смысла законодательства).