Методы психологии.
Природа и структура психики человека
Методы практической психологии:
1) Психоконсультирование
2) Психодиагностика
3) Психокоррекция
4) Психологический тренинг
1) Современные подходы к изучению личности.
2) Основные теории личности в современной психологии.
3) Самосознание и самооценка личности.
В современной психологии можно выделить следующие подходы к изучению личности:
1) Биогенетический подход.
Предполагает, что формирование и развитие личности зависит от наследственных факторов (генетически обусловлено).
2) Социогенетический подход. (Социобихевиоризм)
Формирование личности определяется социальной средой и воспитанием.
3) Эклиптический подход.
Пытается определить, насколько формирование и развитие личности обусловлено биологическими факторами, и насколько – социальной средой.
4) Деятельностный подход.
Предполагает, что и биологические, и социальные факторы влияют на формирование личности в той мере, в какой они включаются в процессы её ведущей деятельности.
|
|
Основные теории личности:
Теория Зигмунда Фрейда.
На первом этапе своего научного творчестве Фрейд разработал структуру психики человека, на которой выделил: сознательными, бессознательным и бессознательным.
Анализируя внутренние конфликты личности, Фрейд разработал психологическую структуру личности: superego (сверх-я), ego (я), id(it?) (оно, инстинкты). Источником процесса формирования личности Фрэйд считал развитие организма ребенка, при котором происходит последовательная смена ведущих эрогенных зон:
1) Оральная стадия.
При нарушениях в этой стадии формируется оральный тип личности: мягкий, слабовольный, зависимый (до 1ого)
2) Анальная стадия.
При конфликтах на этой стадии формируется анальный тип личности: человек упрямый, педантичный, склонный к садизму. (1-3 года)
3) Фаллическая стадия. (3-7).
У мальчиков возникает Эдипов комплекс, у девочек – Электры. При нарушениях на этой стадии, возникает фаллический тип личности: человек демонстративный, честолюбивый, стремящийся к престижу, популярности, склонен к истерии.
4) Латентная стадия. (7-12).
5) Генитальная стадия (12-15).
Генитальный тип личности.
В классическом бихевиоризме существование личности не существовало. В 20-е годы американский социолог разработал теорию социальных ролей, которую он назвал «социальным бихевиоризмом». В соответствии с данной теорией, структура личности представляет собой систему усвоенных индивидом в течении жизни взаимодействующий ролей.
Гуманистическая психология разработала 2 основных подхода к исследованию личности:
1) Потребностно-мотивоционный подход А. Маслоу
|
|
2) Феноменологический К. Роджерса.
Пирамида Маслоу: физиологическая, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в статусе, самореализация. В соответствии с теорией Маслоу, вышележащие уровни потребности могут формироваться только в том случае, если сформированы нижележащие уровни. Однако, сформировавшись, вышележащие потребности подчиняют нижележащие.
Все потребности Роджерс делил на дефицитарные и бытийные. Дефицитарные потребности по мере их удовлетворения снижают свою интенсивность и переходят в латентное состояние. Бытийные потребности возрастают непрерывно, по мере их удовлетворения.
В соответствии с феноменологической теорией Роджерса личность человека основана на самовосприятии и самопредставлении. В соответствии с этим 2 концепции:
1) Я-реальное.
2) Я-идеальное.
В соответствии с теорией деятельности, развитие личности определяется сменой её ведущих видов деятельности:
1) От рождения до 1ого года – эмоциально-непосредственное общение.
2) 1-3 года. Предметно-манипулятивные игры.
3) 3-7 лет. Сюжетно-ролевые игры.
4) От 7 до 12 лет. Учебно-познавательная.
5) С 12 до 15 лет. Общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность.
6) 16-25 лет. Учебно-профессиональная деятельность.
7) Зрелый возраст. Трудовая деятельность.