Способности – это индивидуальное типологической свойство личности, определяющее успешность освоения индивидом тех или иных видов деятельности, а также усвоение необходимых для этой деятельности знаний, умений и навыков.
Проблема способности наиболее остро проявилась в конце XIX века, когда европейские страны стали переходить к всеобщему школьному образованию.
В связи с этой проблемой, французские психологи Альфред Бине и Томас Симон по заданию правительства разработали первые тесты умственных способностей.
В середине прошлого века сложилась система коэффициента интеллекта.
Проблема врожденных и приобретаемых факторов способностей была в значительной мере решена исследования известного советского психолога Б.М. Теплова, который на ряду с понятием способностей ввел в психологию понятие задатков – врожденный особенностей организма и психики, на основе которых могут развиваться способности.
К задаткам могут относится морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движений, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
|
|
Исследования показывают, что при достаточно развитой мотивации психика обладает компенсаторными механизмами развития способности, при которых отсутствие одних задатков может быть компенсировано интенсивным развитием комплексов других задатков.
В 30-е годы в связи с политической ситуацией понятие интеллекта было запрещено и вместо него в советской психологии стало использоваться понятие общей одаренности. Все способности по своему отношению к выполняемой деятельности могут быть разделены на общие и частные. Ядро общих способностей составляет интеллект. Частные способности необходимы для определенного вида деятельности.
Наряду с этим способности разделяются на теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и предметно-познавательные.
Наиболее общепризнанной является теория интеллекта, разработанная Ж. Пиаже, который понимал интеллект как систему познавательных и сенсорно-двигательных процессов, обеспечивающих успешную адаптацию индивида к среде.
Интеризация – перенос внешних действий во внутренний психический план. В связи с этим Пиаже выделил следующие стадии:
1) Сенсорно-моторная стадия. (до 3-х лет). Складывается равновесие между познавательными способностями и движениями ребенка.
2) Дооперациональный интеллект (3-7 лет).
3) Стадия практических операций. (7-12).
4) Стадия абстрактных операций. (12-?).
Все теории Пиаже разделил на:
1) Генетические.
a. Теория стадиального развития интеллекта.
|
|
b. Теории развития интеллекта, определяемые наследственными мутациями.
c. Теории, определяющие интеллект как результат спонтанной поисковой активности индивида.
2) Негенетические. Рассматривавшие интеллект как исходную данность.
a. Теория Б. Рассела и его последователей, понимавших интеллект как средство равновесия индивида и окружающей среды
b. Определяет интеллект как совокупность внутренних познавательных структур.
c. Гештальдт-теория. Понимает интеллект как систему высокоорганизованных познавательных образов, отражающих структуры внешнего мира.
Возникла научная дискуссия о соотношения научного развития и обучения. Согласно теории Пиаже развитие организма ребенка приводит к возникновению все более сложных движений, действий, операций, которые, интериоризуясь (переход внешнего во внутреннее) образуют структуры интеллекта.
Обучение, согласно Пиаже, должно усложнятся лишь по мере развития интеллекта. В соответствии с теорией Выгоцкого – обучение должно опережать развитие, формирую у обучаемых новые способности и познавательные возможности.
Обучение происходит в зоне ближайшего развития, которое охватывает задачи непосильные ребенку для самостоятельного решения, однако, становящиеся пассивными при подсказке со стороны взрослых.
Уровни развития способностей:
1) Одаренность.
Уровень, позволяющий выполнять исторически сложившиеся виды деятельности.
2) Талант.
Заключается в способности индивида выполнять уникальные виды деятельности, недоступные большинству людей.
3) Гениальность.
Способность создавать новые виды деятельности и открывать новые сферы общественной жизни.