Проблемы семьи и семейного воспитания.
1) Понятие семьи и её основные функции.
2) Проблемы современной семьи.
3) Основные проблемы семейного воспитания.
Понятие семьи и её основные функции.
Семья – единая, основанная на общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и родства (кровного и духовного) осуществляющих воспроизводство населения, … социализацию детей и поддержку членов.
Промискуитет, пуналуальная семья.
Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами.
Полигимия – многоженство.
Основные функции семьи:
1) Репродуктивная функция. Заключается в биологическом воспроизводстве и сохранении потомства.
2) Воспитательная функция. Заключается в духовном воспроизводстве населения.
3) Хозяйственно-бытовая функция. Заключается в поддержании физического состояния семьи: условий жизни, гигиены и т.д.
4) Экономически материальная функция. Заключается в экономической поддержке одними членами других.
5) Рекреационная. Восстановление физических и духовных сил членов семей, культивирование национальных традиций.
6) Создание возможностей для самоактуализации и самореализации членов семьи.
7) Функция социального контроля. Заключается в ответственности членов семьи или семьи в целом за поведение её членов в обществе.
По количественному составу выделяют:
1) Полные
2) Неполные.
По наличию поколений:
1) Простые (2 поколения)
2) Сложные (3 и более поколения).
По социальной направленности:
1) Общественно-прогрессивная семья.
2) Противоречивая семья.
3) Антиобщественная семья.
В зависимости от выполнения основных функций:
1) Благополучные
2) Неблагополучные.
Основные проблемы благополучной семьи:
1) Чрезмерная опека друг друга (гиперпротекция).
2) Отрыв семьи от жизни общества (построение коммунизма в отдельной квартире).
Неблагополучные семьи подразделяются на:
1) Конфликтные.
2) Кризисные (распадающиеся)
3) Проблемные семьи. (Трудные ситуации, проблемы).
Проблемы семьи начинаются на этапе формирования супружеской пары.
Процесс формирования супружеской пары проходит 2 этапа:
1) Добрачный.
2) Предбрачный.
Основные теории выбора брачного партнера:
1) Психоаналитическая теория.
2) Теория комплементарных (взаимодополняющих) потребностей.
3) Теория фильтров. Предполагает, что процесс выбора брачного партнера осуществляется путем прохождения кандидатов через оценочные фильтры.
4) Теория рационального обмена и максимальной выгоды.
5) Предполагает, что осознанно или неосознанно партнеры оценивают плюсы и минусы от возможного брака.
Основные добрачные факторы успешности брака:
1) Место и ситуация знакомства молодых людей. Более 60% благополучных браков познакомились на работе и студенческой скамье.
2) Первое впечатление друг о друге.
3) Продолжительность знакомства до заключения брака:
a. Слишком короткий.
b. Нормальный.
c. Долгий
4) Инициатива брачного предложения:
5) Возраст будущей пары.
6) Характер отношений в родительских семьях.
Основные модели семейных отношений:
1) Симметричный брак.
Равные права, решения принимаются совместно.
2) Комплементарный брак.
Лидерство одного супруга.
3) Метакомплиментарный брак.
Основные уровни удовлетворенности:
1) Психофизиологический уровень. Сексуальные отношения, эротическое поведение.
2) Психологический уровень удовлетворенности. Предполагает совместимость темпераментов и характеров.
3) Социально-психологический уровень удовлетворенности. Предполагает совместимость и удовлетворенность ролевыми и статусными отношениями в семье.
4) Социокультурный уровень. Предполагает согласованность в мнениях и т.п.