Основные стадии законотворческого процесса

Рождение нового Закона связывается с необходимостью законодательного регулирования тех или иных возникших в обществе вопросов.

Идея или предложение в конечном счете вызревает под влиянием соответствующих объективных в каждом конкретном случае определенных общественных прав.

Предложение или идея о разработке закона проходит в своем развитии более или менее длительный путь, который включает обычно:

Ø Начальная, предзаконопроектная стадия

Ø Стадия подготовки законопроекта

Ø Стадия официального внесения проекта в законодательный орган

Ø Стадия рассмотрения в законодательном органе

Ø Стадия принятия закона и введения его в действие

В связи с введением двухпалатного Парламента усложнилась процедура.

В настоящее время законодательный процесс включает ряд последовательных стадий, которые могут быть подразделены на обязательные и факультативные.

Обязательные:

Ë Реализация права законодательной инициативы

Начальная стадия. Приводит в действие весь правотворческий механизм.

В результате представления проекта на рассмотрение возникает первое правоотношение по осуществлению законодательной деятельности, которое включает в себя право инициатора требовать рассмотрение представленного законопроекта и обязанность законодательного органа принять его к рассмотрению, обеспечив надлежащее оформление.

Оформление – после регистрации. Сам проект хранится в секретариате Палаты представителей. Такая регистрация имеет место при соблюдении инициатором ряда условий.

Обязательные: наличие сопроводительного письма, обоснование необходимости принятия, наличие финансового обоснования законопроекта, информация о предполагаемых затратах.

Могут быть приложены: информация о предварительной экспертизе учеными и специалистами, заключение заинтересованных государственных органов, их замечания и предложения.

В обязательном порядке к представленному законопроекту прилагаются заключение криминологической экспертизы.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение гос. средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручение Правительством.

Несоблюдение условий – возвращение к субъекту инициативы с предложением о необходимости соблюдения процедуры.

Во многих современных государствах правом законодательной инициативы наделяются обычно лишь депутаты Парламента и Правительства, вместе с тем, круг субъектов может быть значительно шире и включать в себя главу государства, Парламентские комитеты и комиссии.

Подготовка законопроектов на сессии Палаты представителей.

Ë Рассмотрение законопроектов в 1-ом и 2-ом чтении

Ë Одобрение или отклонение

Ë Подписание закона президентом и его обнародование

Факультативные:

§ Преодоление разногласий между палатами Парламента в процессе законотворческой деятельности

§ Преодоление Парламентом отлагательного вето Президента

Разработка и закрепление важнейших институтов государства требует высочайшего качества законотворческой работы, следствием которой будут приняты Парламентом и промульгированы Президентом законодательные акты страны, в том числе носящие кодифицированный характер.

Законы должны быть по своему характеру реальными, гарантированными государством, нормативными (как по содержанию, так и подготовке, принятию).

В связи с этим к подготовке ЗА страны в актах законотворческого процесса предъявляется повышенное требование.

Условно процесс разработки законопроекта может быть разделен на 3 последовательные стадии: подготовительную, основную, заключительную. Каждая из названных обладает своей спецификой и в то же время они чрезвычайно связаны между собой.

Подготовительная стадия – последовательное выяснение принципиальной необходимости законодательного урегулирования сложившихся отношений. Она включает тщательный анализ действующего законодательства, оценку целесообразности регулирования общественных отношений, составляющих предмет предполагаемого законопроекта посредством норм закона, а не подзаконного НПА, посредством принятия нового закона, а не внесения изменений и дополнений в уже действующее законодательство.

Основная стадия – письменное изложение самого текста законопроекта в точном соответствии с определенными требованиями. При этом требования могут предъявляться как к содержанию законопроекта, так и к его структуре. Текст законопроекта должен четко определять: 1.цели правового регулирования, 2.круг общественных отношений, на который данный акт распространяет действие, 3.территорию, 4.круг лиц, которому адресованы нормы акта, 5.с какого времени и по какое акт имеет юридическую силу, 6.права и обязанности юридических или физических лиц, 7.компетенцию конкретных органов управления или иных субъектов права, 8.может предусматривать санкции, 9.может содержать возможные исключения, 10.он также может содержать данные о предоставлении полномочий на издание подзаконных актов, 11.перечень НПА, подлежащих отмене в связи со вступлением закона в силу.

Не меньшее значение имеют требования к форме законопроекта и необходимость соблюдения правил юридической техники. НПА имеет как внешнюю, так и внутреннюю структуру. Внешняя – определенные реквизиты, позволяющие идентифицировать вид НПА. Внутренняя – деление на структурные элементы (разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы).

Заключительная – завершает процесс разработки. Разработчик обязан внимательно перепроверить: на сколько законопроект отвечает изложенным выше требованиям, составить перечень ЗА, подлежащих изменению, дополнению или отмене в связи с принятием данного, подготовить все необходимые материалы для внесения проекта в Палату представителей.

Все субъекты права законодательной инициативы вносят свои предложения по правовому регулированию в виде проекта закона РБ, который вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Внесение законопроекта в законодательный орган сопровождается дальнейшей доработкой, причем чем выше степень подготовленности законопроекта, тем легче он проходит стадию доработки в Палате представителей.

Основные ошибки на данной стадии: недооценка роли юридической техники, отсутствие единообразия применяемой терминологии, чрезмерная громоздкость и слабая структурная проработка статей, декларативность. В результате на практике кол-во поправок зачастую сравнимо с объемом законопроекта.

Стадия доработки законопроекта в Палате представителей сопровождается определенным порядком, предусмотренным регламентом Палаты представителей, в частности Председатель либо заместитель назначает Головную комиссию для предварительного рассмотрения поступившего законопроекта и подготовке по нему заключения. В случае, если Головная комиссия заявит о своей некомпетентности либо возникнут разногласия между двумя или более постоянными комиссиями, Председатель после консультации с постоянными комиссиями и при недостижении согласия с ними вносит на Совет??? предложение о создании специальной комиссии для работы с проекта.

В случае, если все-таки возникла необходимость в создании Специальной комиссии он должен определить состав и порядок работы. Для работы над законопроектом Головная комиссия может создать рабочую группу, в состав которой могут включаться депутаты ПП, не входящие в состав Головной комиссии, специалисты и ученые.

Привлечение ученых и специалистов для доработки к 1-ому и 2-ому чтению позволяет повысить качество законопроекта и профессионально ответить на возникающие вопросы.

По решению Головной комиссии тот или иной проект может быть направлен на научную экспертизу, т.е. на оценку с точки зрения его отраслевой направленности. В ряде стран существуют специальные органы, призванные соблюдать экспертизу закону, в том числе давать научную оценку.

В нашей стране данную задачу призван решать НЦЗПИ, который обязан давать заключение по всем проектам законов на предмет их соответствия международно-правовым договорам, действующему законодательству, вне зависимости от того, проводилась ли ранее экспертиза.

Такие заключения должны обязательно даваться после первого чтения.

Замечания и предложения, поступившие в ходе рассмотрения законопроетка, рассматриваются на заседании Головной (?) комиссии и согласовываются с субъектам права законодательной инициативы, внесшим законопроет. При этом в законопроект вносятся только те изменения, по которым комиссией достигнуто согласие с инициатором законопроекта. Урегулирование разногласий возникших между Постоянными комиссиями, принимавшими участие в работе по законопроекту по вопросам его содержания или целесообразности разработки, осуществляются председателем ПП, его зам-ем или по их предложению с советом ПП. Вопросы, по которым не достигнуто согласие выносятся на рассмотрение ПП. По завершению работы, связанной с доработкой законопроекта, Головная комиссия направляет заключение и законопроект со всеми необходимыми материалами в Совет ПП для предварительного рассмотрения вопроса о включении в законопроекта в повестку дня сессии ПП для рассмотрения его в первом чтении.

В случае несогласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект с изм.и доп. Законопроект будет рассматриваться В авторской редакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: