Механизм осуществления правительством правотворческой деятельность

СМ в качестве центрального органа госуправления занимает ключевое место в правотворческом процессе, формируя систему подзаконных НПА.

В соответствии со ст.28 Закона «О СМ» СМ на основании и во исполнение Конституции, Законов, актов Президента принимает постановления и контролирует их исполнение.

Правительство обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы госуправления, а также через другие органы исполнительной власти. Постановления СМ могут быть отменены Указом Президента РБ.

Постановления СМ по своей правовой природе – НПА, для подготовки и принятия которого требуется соблюдение определенной процедуры.

Еще один акт Правительства – распоряжения Премьер-министра РБ, которые издаются по вопросам, входящих в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Правительства по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям СМ вопросам, если их регулирование не требует принятия решения, носящего нормативный характер. Кроме того решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний или совещаний Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами аппарата СМ РБ, республиканскими органами госуправления, а также иными госорганизациями, подчиненными СМ.

При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный правовой характер.

В соответствии со ст.10 Закона «О НПА» Постановления СМ имеют большую юридическую силу по отношению к НПА министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов госуправления и Нац.банка РБ.

Важно отметить, что СМ принимает НПА по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, гос. комитетам, иными республиканскими органами госуправления, а также областными и минским городским исполкомами самостоятельно либо совместно с иными министерствами, гос. комитета, иными республиканскими органами госуправления, местными исполнит. и распорядит. органами.

Для подготовки межотраслевого характера, в том числе подлежащих последующему внесению СМ на рассмотрение Президента или Национального собрания, а также для обеспечения выполнения правительством отдельных поручений Президента П-министром, как правило, создаются рабочие группы, возглавляемые руководителями республиканских органов госуправления, заместителями П-министра, либо самим П-М.

Рабочие группы создаются по предложению заместителей П-министра или органа госуправления.

В состав рабочих групп включаются в установленном порядке представители заинтересованных органов госуправления, Администрация Президента РБ, КГК и иных госорганов, а также депутаты Палаты Представителей.

Рабочие группы организовывают работу в соответствии с распоряжением П-М, в которых определяются этапы подготовки данной группы вопросов, должностные лица, ответственные за качественное и своевременное исполнение поручений, сроки докладов о выполнении этих поручений и иные вопросы, уточняющие порядок деятельности рабочих групп.

Процесс подготовки актов Правительства по вопросам его деятельности достаточно жестко регламентирован. По каждому вопросу, вносимому на рассмотрение СМ, как правило, предоставляется проект Постановления СМ или проект распоряжения П-М с приложением следующих документов:

1. Сопроводительного письма

2. Обоснования необходимости принятия постановления, распоряжения, включая финансовое экономическое обоснование

3. К проекту прилагается справка о согласовании проекта

4. Требуется наличие экспертного заключения о проекте

5. Прилагается перечень замечаний и предложений, поступивших при согласовании проекта, но не учтенных

6. К проекту прилагается список лиц, разработавших данный проект

7. К проекту могут быть приложены иные документы, относящиеся к существу того или иного проекта

На практике проблемой является внесение в правительство недостаточно проработанных и подготовленных проектов постановлений, что влечет за собой отклонение на заседании СМ. В связи с этим персональная ответственность за качество внесенного проекта возлагается на руководителей органов госуправления, а во время их отсутствия на их первого заместителя.

Обязательным условием внесения проекта постановления на заседание СМ является его согласованность со всеми органами госуправления, чьи интересы затрагиваются данным актом.

Согласно регламенту СМ, вносимые в правительство проекты постановлений или распоряжений, затрагивающих интересы других органов госуправления, должны быть в обязательном порядке согласованы в суде.

К проекту Постановления или Распоряжения, направляемому на согласование прилагаются обоснования необходимости принятия правового акта и иные относящиеся к проекту документы, если они имеются. Согласование производится по средством визирования проектов руководителями органов госуправления. Если имеют замечания или возражения, то они визируют проект с изложением сути замечаний и приложением в необходимых случаях уточненной редакции проекта.

Помимо этого, проекты правовых актов, направляемых в СМ должны быть согласованы с минюстом, который обеспечивает скоординированность нормотворческой работы правительства, а также несет ответственность за соответствие проектов правовых актов законодательству РБ и требованиям нормотворческой техники.

Проекты правовых актов представляются в минюст после согласования со всеми заинтересованными органами госуправления, если иной порядок не предусмотрен Президентом РБ. В тех случаях, когда минюстом установлена необходимость согласования проекта с иными органами госуправления, проект в двухдневный срок возвращается в предоставивший его орган, если иное не будет установлено президентом РБ.

Процедура согласования проекта правового акта Правительством с минюстом играет чрезвычайно важную роль, позволяющую избежать правовых ошибок и коллизий и обеспечить соответствие принимаемого акта Основному закону страны.

Проекты постановлений и распоряжений, внесенные в СМ без соблюдения указанных требований возвращаются представившим их должностным лицам для надлежащего оформления.

Постановления и распоряжения П-М подписываются председателем Правительства, а в его отсутствие первым заместителем или по поручении П-М одним из его заместителей.

В соответствии со ст.24 Закона «О НПА» постановления правительства подлежат официальному опубликованию и вступают в силу со дня включения их в национальный реестр правовых актов, если в самих постановлениях не установлен иной срок вступления их в силу.

Постановления, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу только после официального опубликования.

Распоряжения П-М вступают в силу с момента подписания, если в самих распоряжениях не указан иной срок.

Проекты постановлений Правительства, представляемые Президенту РБ подлежат согласованию с КГК по вопрсам исполнения респубилканского бюджета, использование государственной собственности, регулирования хозяйственных, финансовых и налоговых отношений с управлением делами Президента по вопросам, относящимся к компетенции. С государственным секретариатом по вопросам внутренней и внешней политики, затрагивающей интересы национальной безопасности и обороны страны, а также вопросы обеспечения безопасности личности в общетве и государстве.

С прокураторой, КГК, МВД, ВХС по вопросам приватизации государственного имущества.

С федерацией профсоюзов Беларуси – по вопросам затрагивающим правовые…

При этом проект НПА, направляемый на рассмотрение Президенту, прилагается следующий сопроводительный элемент:

· Сопроводительное письмо с обоснованием необходимости принятия, включая финансово экономическое образование.

· Документы, содержащие информацию о согласовании и визировании проектов НПА

· Экспертное заключение о проекте правового акта, если ои имеются

· Замечания и предложения, поступившие на согласование проекта НПА, но неучтенные в нем

· Список лиц, подготовивших проект НПА

· Иные документы, относящиеся к проекту НПА

Проекты законов РБ, в отношении которых субъектом права являются… готовятся в аппарате СМ, в порядке, предусмотренном законом «О НПА» и до рассмотрения правительством направляются на заключение в национальный центр законодательства и правовых исследований РБ.

Если при рассмотрении законопроекта СМ, его Президиумом принято решение о доработке законопроекта, то доработанный законопроект направляется на заключение в НЦЗПИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: