Индийская политическая мысль носила выраженный религиозно – мифологический характер: идея божественного установления сословно – кастового строя, создания правителя богами, которого избирают люди, правитель – царь, отец подданных, он должен о них заботиться, но ответственность несет не перед ними, а перед богом (патриархальная концепция власти).
Буддизм (7-4 века до н.э.) - основатель Сиддхартхи Гаутама (563 – 483 до н.э.): проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере. Люди считались равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов. Оппозиционным к власти буддизм не был – прочная власть предохраняет моральные устои от расшатывания.
Один из наиболее значительных памятников политической мысли Древней Индии «Артхашастру» Каутильи - наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами наставления по искусству правителя. Царь – наместник бога на земле, подданные должны ему подчинятся, в противном случае власть применяет наказание. Власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами, как хорошими, так и дурными. Цель общества - в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривается сквозь призму интересов личности и прав человека
Другой знаменитый источник древнеиндийской политической мысли – «Законы Ману» (2 век до н.э.). Он содержит все сведения о дхарме, т.е. долге людей разных каст, это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии, регламентирует все стороны жизни правоверного индуса – о браке, искуплении вины и покаянии, о дхарме царей, о суде.
У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры):
· признает божественное происхождение власти императора
· отказывается от божественного происхождения государства
· считает, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети(патерналистская концепция построения государства)
· основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.
- не призывает к возврату социального и политического равенства, иерархия, деление на благородных и простолюдинов естественна, хотя крайности бедности и богатства подрывают мир в государстве
- никаких демократических тенденций у него не было; порицал простолюдинов, которые не желают примириться со своим естественным местом в обществе; симпатизировал аристократии, не отстаивая их сословных привилегий и хотел, чтобы место аристократии заняли люди благородные, не по происхождению, а по нравственным свойствам.
- основа стабильности в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте
- выступает против наказаний как формы реализации власти (ими можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления.
Лао – цзы (6 – 5 век до н.э.) - основатель доктрины даосизма:
· жизнь людей и общество подчиняются естественному закону - Дао – закону всех вещей, и вместе с субстанцией «ли», обозначающей воздух, эфир образуют основу мира
· вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян; в их борьбе выражается Дао
· люди не должны нарушать закон Дао, поэтому они должны стремиться не к действию, а к спокойствию (теория недеяния)
· мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать; «если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его; если кто хочет присвоить его, потеряет его».
В 4 веке до нашей эры Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) дал начало направлению, получившему название «легизм»:
· в отличие от конфуцианцев, нравственное воспитание людей считалось недостаточным
· упор делался на строгие законы и суровые наказания
· взаимоотношения между населением и государственной властью носят антагонистический характер по принципу «кто кого»
· внедрение в жизнь принципа коллективной ответственности, системы тотальной взаимослежки подданных
2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима сыграли исключительную роль в формировании европейской цивилизации и развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Характерные черты политических учений этого этапа:
- постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
- обособление их как относительно самостоятельной части философии;
- анализ устройства государства, классификация его форм;
- поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.). Труды – «Государство», «Законы», «Критий», «Полития»:
· политика есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми
· несовершенные политические формы государства – тимократия, олигархия и демократия. Демократия – главная беда политики
· идеальное государство – справедливое правление избранных мудрецов. Цель государства – всеобщее счастье, спасение бессмертной души человека. Власть должна принадлежать философам, т.к. истинное знание и добродетель доступны только этим редким людям. Власть философов – правителей должна быть абсолютной и безусловной. Индивид подчиняется государству. Он вводит строгую иерархию сословий исходя из принципа разделения руда между гражданами общества: а) философы – правители – высший класс, б) стражи и воины, в) ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. Не упоминает в иерархии сословий рабов, т.к. не относит их к свободным гражданам
· Платон осуждает крайности бедности и богатства т.к. они подрывают единство государства. Корень общественных противоречий и конфликтов видит в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых
· идейный предшественник тоталитаризма: строго контролируемая система образования и воспитания; у подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее; правители тоже не воспользуются ничем из представляемых государством благ; свободные искания истины прекращаются
Просматриваемые тоталитарные тенденции в учении Платона не умаляют их разумных основ гражданственности и высокого морального духа.
Аристотель Стагирит (384 -322), Основные труды – «Политика», «Этика», «Афинская политика». С именем Аристотеля связано зарождение политической науки как отдельной дисциплины:
· анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая наука. Она должна заниматься государством, и полисом.
· государство – естественное образование, для человека естественно стремление к совместному проживанию в рамках какой – либо организации (политическое животное); государство логически первично по отношению к индивиду, поскольку оно представляет активное начало, превращающее возможность в действительность. Цель государства – лучшая жизнь своих граждан. Человек – часть государства, личные интересы подчинены общественному благу. Гражданин – безликая частица единой политической общности, он свободный человек, но свобода понимается только как противоположность рабству. Граждане не рабы, ими никто не владеет, они занимаются только военными, законосовещательными и судебными делами. Сельскохозяйственное и промышленное производство – удел рабов. Глубокого неравенства Аристотель боялся, т.к. оно было причиной возмущений и переворотов.
· частная собственность соответствует природе человека, это добродетельное начало, стимул к труду, производству и обогащению; когда граждане богаты – это общее благо государства. Это один из бессмертных тезисов Аристотеля. Защищая частную собственность, Аристотель осуждал корыстолюбие и чрезмерное обогащение.
· предлагает типологию форм правления, исходя из количества правящих и выделяя в них правильные и неправильные формы:
а) власть одного человека: правильная форма - монархия, построенная на основе закона; неправильная – тирания, не соблюдающая законы;
б) власть немногих: правильная форма – аристократия – власть лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц; неправильная – олигархия – беззаконие, господство богатых, полное неравенство;
в) власть большинства: неправильная форма – демократия – неустойчивая форма правления; правильная – полития – сочетающая лучшие стороны олигархии и демократии.
Древний Рим – Цицерон (196 – 43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель:
· государство – согласованное правовое общение; стоял у истоков понимания правового государства.
· различал три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия). Наиболее разумная форма правления – смешанная из трех, т.к. «…благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы свободой – народы».