Сроки подачи декларации

Глава 1. Общие положения

Глава 17. Специальная таможенная процедура

Глава 16. Таможенная процедура свободного склада

Глава 15. Таможенные процедура свободная таможенная зона

Глава 14.Таможенная процедура отказа в пользу государства

Глава 13. Таможенная процедура уничтожение

Глава 12.Таможенная процедура беспошлинной торговли

Глава 11.Таможенная процедура реэкспорт

Глава 10. Таможенная процедура реимпорта

Глава 9. Таможенная процедура временный вывоз

Глава 7. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Глава 6. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Глава 5. Таможенная процедура переработки на таможенной территории

Глава 4. Таможенная процедура таможенного склада

Глава 3. Таможенная процедура таможенный транзит

Глава 2. Таможенная процедура экспорта

Глава 1. Общие положения

Оглавление

Глава 8. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)


Товары, перемещаемые через таможенные границы в рамках международной торговли, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС). Но таможенное оформление, или "растаможка" -это очень общее понятие. Так, бывают случаи, когда товар нужно просто временно ввезти на территорию Таможенного союза, а потом вывезти (например, для организации выставки), когда сырье вывозится на территорию другой страны, а потом возвращается обратно в виде готового изделия, когда ввезенный товар нужно просто продать на внутреннем рынке. Для разграничения действий таможенников в различных ситуациях, определения статуса товаров, порядка и перечня списка предоставляемых документов статьей 4 ТК ТС внесены изменения, которые произошли в таможенной терминологии,-понятие " таможенный режим" заменено на понятие " таможенная процедура".

Таможенная процедура является основной категорией законодательства Таможенного союза и российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения), условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории, а также права и обязанности бенефициара таможенной процедуры.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, таможенная процедура представляет собой " совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами" (пп. 26 ст. 4 ТК ТС).

Содержание таможенных процедур включает:

  • направление перемещения через таможенную границу;
  • цель перемещения;
  • статус товаров;
  • условия помещения товаров под таможенную процедуру;
  • порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании внешнеэкономической деятельности (далее-ВЭД);
  • порядок применения таможенных пошлин и налогов;
  • другие требования и условия, предусмотренные ТК ТС.

Таким образом, таможенная процедура, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с учетом административных ограничений.

Однако не все таможенные процедуры имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретной таможенной процедурой. Существуют, например такие процедуры, которые не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию Таможенного союза, то есть выходит из-под таможенного контроля.

Вместе с тем ТК ТС предусмотрены общие условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного таможенного режима. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных процедур).

К принципиальным основам применения таможенных процедур в соответствии с главой 17 ТК ТС следует отнести:

  • обязательность заявления таможенной процедуры;
  • право выбора таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС;
  • соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры;
  • разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой;
  • обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которым товар выпущен;
  • приостановление действия таможенной процедуры при изменении статуса товара;
  • право изменения таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную, при условии соблюдения требований изменения и избираемую таможенную процедуру).

Товары попадают под таможенную процедуру при их ввозе с момента пересечения таможенной границы Российской Федерации, а при вывозе-с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Под таможенные процедуры при ввозе товаров в Россию помещаются все товары, за исключением:

  • произведенных в Казахстане или Беларуси;
  • выпущенных в этих странах для свободного обращения (но при условии, что ставки ввозных пошлин на эти товары в России и этих странах одинаковые);
  • изготовленных из товаров, происходящих с территорий Казахстана или Беларуси или выпущенных для свободного обращения на территориях этих государств.

В пункте 1 статьи 173 ТК ТС содержится отсылочная норма на национальное законодательство государств-членов Таможенного союза, которой предусмотрено, что порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, видов транспорта (воздушный, морской (речной), автомобильный, железнодорожный), категорий лиц, перемещающих товары, устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза формируют совокупность правил исполнения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру на таможенной территории Таможенного союза.

Таможенные операции применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров. В Российской Федерации это положение главы 26 ТК ТС связано с недискриминационным применением в России количественных ограничений согласно ст. 22 Федерального закона от 8.12.2003 № 164-ФЗ " Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", которые применяются вне зависимости от страны происхождения товара, кроме исключительных случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 175 ТК ТС производство таможенных операций напрямую связано с местом его проведения, т.е. местом нахождения таможенного органа, и временем его работы. На территории России согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ " О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон) ФТС России определяет места нахождения таможенных органов исходя из интенсивности товаропотоков и пассажиропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций. Местами нахождения таможенных органов являются, прежде всего, пункты пропуска через таможенную границу, а также " внутренние" таможенные органы.

В России время работы определяется руководителем таможенного органа исходя из нормы ст.17 Федерального закона. В случае если пограничный пункт пропуска работает в круглосуточном режиме (в том числе государственные органы санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля), то и таможенные органы должны исполнять функции по таможенному контролю круглосуточно путем введения посменного графика работы досмотровых и иных отделов таможенного органа.

Отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы и вне места нахождения таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица (декларанта или таможенного представителя) при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, устанавливаются следующие виды таможенных процедур (ст. 202 ТК ТС):

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

Таможенные процедуры, указанные в пунктах 15 и 16, устанавливаются международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством Российской Федерации в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных Решением Комиссии Таможенного союза № 329 от 20.05.2010 (в ред. от 11.12.2012) " О Перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру". Этим же Решением, по сравнению с законодательством Российской Федерации, расширен перечень товаров, запрещенных к помещению под ту или иную таможенную процедуру.

Виды таможенных процедур отличаются друг от друга правовыми нормами, определяющими условия пользования товарами как на территории Таможенного союза, так и за его пределами. Так при помещении товара под процедуру таможенного транзита товары запрещено использовать, а при временном ввозе-использовать можно, но продавать нельзя. Исходя из условий пользования, для обеспечения соблюдения некоторых таможенных процедур таможня может потребовать внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин (ст. 63 ТК ТС).

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств-членов Таможенного союза (ст. 203 ТК ТС).

В настоящее время становление Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее по тексту-ЕврАзЭС) определяет основные цели, задачи и направления таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза. В результате активного обновления таможенного законодательства, обусловленного в первую очередь вступлением в силу в июле 2010 года ТК ТС и последовавшего за этим приведения национального законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан о таможенном деле в соответствие с его положениями, существенно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы интеграционного взаимодействия экономик государств-членов Таможенного союза с международным экономическим сообществом.

Правовые нормы, регламентирующие порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, их обложения таможенными платежами, а также условия нахождения товаров на таможенной территории, имеют в таможенном законодательстве основополагающее значение. Вместе с тем стремительно меняющаяся экономическая обстановка требует открытия национальных рынков, создания дополнительных возможностей для участия хозяйствующих субъектов в международном разделении труда, в частности упрощения совершения внешнеэкономических операций по переработке давальческого сырья.

Давальческие материалы (сырье)-это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции (пункт 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года № 119н).

Для целей таможенного законодательства категорией " переработка" охватывается целый ряд операций, составляющих производственный процесс собственно переработки (обработки), изготовления или ремонта товаров для переработки и направленных на возникновение новых, ранее не существовавших в качестве объектов таможенного регулирования товаров, носящих название продуктов переработки (или компенсирующих продуктов согласно международной терминологии). Данное общее положение приобретает характер допущения в отношении продуктов переработки, получаемых при ремонте товаров, в т.ч. восстановления, замены запасных частей. Производственный процесс переработки также может сопровождаться образованием отходов, производственных потерь и остатков товаров, не подвергшихся операциям по переработке.

Термин " таможенные режимы" в понятийном аппарате ТК ТС отсутствует. Вместо него в значении, обобщающем содержание терминов " таможенные режимы" и " таможенные процедуры", которые использовались в ТК РФ, применяется категория " таможенные процедуры".

Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает три вида таможенных процедур, используемых для таможенного регулирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с целью их последующей переработки:

1) переработка на таможенной территории (гл. 34 ТК ТС);

2) переработка вне таможенной территории (гл. 35 ТК ТС);

3) переработка для внутреннего потребления (гл. 36 ТК ТС).

На таможенные процедуры переработки распространяются общие положения о таможенных процедурах, установленные в гл. 29 ТК ТС. Порядок применения таможенных процедур переработки в условиях функционирования Таможенного союза установлен нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза. В Российской Федерации основным внутренним источником правового регулирования таможенных процедур переработки является Федеральный закон " О таможенном регулировании в Российской Федерации" (рассматриваемым процедурам посвящены гл. 31-33), в Республике Беларусь-Таможенный кодекс Республики Беларусь (§§ 3, 4 гл. 19), в Республике Казахстан-Кодекс Республики Казахстан " О таможенном деле в Республике Казахстан" (гл. 40-42). Правовая регламентация таможенных процедур переработки в условиях функционирования Таможенного союза базируется на нормах и принципах Специального приложения F Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в редакции Протокола о внесении в нее изменений от 26 июня 1999 года) (далее по тексту-Киотская конвенция).

Характерной особенностью таможенного регулирования является то, что любой импортер или экспортер вправе выбрать ту таможенную процедуру, которая наиболее полно подходит к его планируемым действиям, и вправе изменить процедуру, если его планы изменятся.

Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любую иную осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС требованиям (см. также ст. 3 ТК ТС).

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном ТК ТС.

Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру, а также ответственность за несоблюдение их возлагается на декларанта.

В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. В ст. 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств-членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты-российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства-гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.

На таможенной территории Таможенного союза при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации (ст. 180 ТК ТС):

  • декларация на товары;
  • транзитная декларация;
  • пассажирская таможенная декларация;
  • декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения декларации на товары, определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (в ред. от 31.01.2013) " Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (вместе с " Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары") (далее-Решение Комиссии Таможенного союза № 257), то есть они будут едиными на всей территории Таможенного союза.

Указанным решением Комиссии Таможенного союза № 257 также было предусмотрено, что форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступят в силу с 1 января 2011 года.

Для помещения товара под таможенные процедуры Таможенного союза декларант обязан выполнить ряд действий, он же несет ответственность за нарушение условий таможенных процедур. Нарушение условий может привести к административной или уголовной ответственности.

Действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, называются таможенными операциями (пп. 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС). В местах прибытия могут совершаться следующие таможенные операции, связанные:

  • с разгрузкой и перегрузкой (перевалкой) товаров, а также заменой транспортного средства, доставившего товар на таможенной территории Таможенного союза, на другое транспортное средство (пункт 1);
  • с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3). Данные операции перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств-членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (пункт 4).

Статьей 176 ТК ТС установлен порядок представления документов и сведений при помещении товаров под таможенную процедуру. Перечень документов и сведений ограничен ТК ТС рамками выпуска товаров.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, сопровождаются представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с ТК ТС меры нетарифного регулирования не применяются и документы, подтверждающие их соблюдение, не представляются при помещении товаров под следующие таможенные процедуры:

  • свободный склад;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка вне таможенной территории;
  • временный ввоз (допуск);
  • временный вывоз;
  • реимпорт;
  • реэкспорт;
  • беспошлинная торговля;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства.

Согласно подпункту 28 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенные документы-это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Формы таможенных документов утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 (в ред. от 23.08.2012).

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее-Инструкция), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (в ред. от 20.12.2012), предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с предоставлением письменного заявления или перечня товаров.

В частности, при соблюдении предусмотренных Инструкцией условий может использоваться письменное заявление в отношении экспресс-грузов по установленной форме, а в отношении других товаров-в произвольной форме, но с обязательным указанием определенных сведений. Представление Перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации, и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В некоторых случаях таможенную декларацию заменяет документ, предусмотренный актами Всемирного почтового союза (если товар пересылается в международных почтовых отправлениях). Данное положение закреплено Инструкцией о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 310.

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, то по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,-после выпуска товаров (п. 3 ст. 183 ТК ТС).

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии Таможенного союза либо законодательством Российской Федерации в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза. В частности, электронная копия не потребуется при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче письменного заявления или перечня товаров.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

К таким документам относятся:

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки-иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
  • документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;
  • документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее-ТН ВЭД ТС);
  • документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
  • документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
  • документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов Таможенного союза;
  • документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Если в перечисленных выше документах, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предусмотрен сокращенный перечень документов. В данном случае количество представляемых документов сокращено до семи:

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
  • документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС;
  • документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
  • документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов Таможенного союза.

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств- членов Таможенного союза,-после выпуска товаров.

В данном случае пунктами 1 и 2 ст. 212 Федерального закона предусмотрено, что если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, то по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен действующим ТК ТС. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

Для товаров Таможенного союза срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных и иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 (четыре) месяца.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенную территорию Таможенного союза, подается до их убытия с таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено ТК ТС.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 262 " О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров" (вместе с " Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары", " Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров").

В соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.

Для производства таможенных операций на территории Российской Федерации для вывозимых с таможенной территории Таможенного союза товаров ФТС России установлены формы деклараций таможенной стоимости (приказ ФТС России от 27.01.2011 № 152 " Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации").

В рамках производства таможенных операций закреплено право таможенных органов на требование о присутствии заинтересованных лиц или их представителей (декларантов, лиц, перемещающих товары, и лиц, участвующих в деятельности в сфере таможенного дела, включенных в соответствующие реестры, и иных лиц).

Статьей 178 ТК ТС установлены исключения, предоставляющие определенные преимущества или льготы при помещении товаров под таможенную процедуру, которые зависят:

  • от целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, природного и техногенного характера; сообщения и иные материалы для средств массовой информации; гуманитарная и техническая помощь; продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений);
  • от видов товаров (живые животные; товары, подвергающиеся быстрой порче; радиоактивные материалы, взрывчатые вещества);
  • от особенностей перемещения товаров (международные почтовые отправления, экспресс-грузы).

Положение ст. 178 предусматривает, что при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории перечисленных товаров (этот перечень ТК ТС не ограничен) совершение таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, производится в первоочередном порядке. Упрощение и ускорение проведения таможенных формальностей обусловлены характером товаров, так как в ряде случаев задержка может повлечь за собой значительные негативные последствия.

Согласно ст. 205 ТК ТС обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза, проводится таможенными органами того государства-члена Таможенного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой, в порядке, установленном ТК ТС.

Таможенный контроль в отношении товаров, указанных в п. 1 ст. 206, находящихся на территории иного государства-члена Таможенного союза, чем то государство, таможенным органом которого выпущены товары, проводится в соответствии с главой 17 ТК ТС.

Следует отметить, что лица обязаны соблюдать запреты и ограничения вне зависимости от заявленной таможенной процедуры. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 207 ТК ТС).

В соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС, товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Статья 186 ТК ТС устанавливает перечень лиц, несущих обязанность по заявлению в отношении товаров таможенной процедуры.

Декларантами могут быть:

1) лицо государства-члена Таможенного союза:

  • заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
  • имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами-при отсутствии внешнеэкономической сделки;

95% из этого числа являются российскими лицами.

2) иностранные лица:

  • физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
  • лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;
  • организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена Таможенного союза в установленном порядке,-при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
  • лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена Таможенного союза;

3) лица государства-члена Таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита:

  • перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
  • экспедитор, если он является лицом государства-члена Таможенного союза.

Если декларирование производится таможенным представителем, он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 15 ТК ТС (см. также ст. 17 ТК ТС).

Заявление в отношении товаров и транспортных средств (рассматриваемых в качестве товаров) таможенной процедуры осуществляется при применении таможенной процедуры декларирования.

Статья 191 ТК ТС дифференцировано подходит к вопросу внесения изменений в таможенную декларацию до выпуска и после выпуска товаров.

До выпуска товаров сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
  • если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255 (в ред. от 07.06.2012) " О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров".

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 (в ред. от 11.12.2012 № 267) " О некоторых вопросах применения таможенных процедур" утверждены:

1) Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру таможенного склада;

2) Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

3) Категории товаров, для которых может быть установлен более продолжительный, чем установленный ТК ТС, срок переработки на таможенной территории;

4) Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска);

5) Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;

6) Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру;

7) Категории товаров, для которых срок помещения под таможенную процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК ТС;

8) Перечень товаров, не подлежащих к помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства;

9) Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

10) Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные ТК ТС, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров.

Право пользования товарами в соответствии с выбранной таможенной процедурой лицо приобретает в результате совершения таможенным органом юридически значимого действия-выпуска товаров, которое заключается в действии таможенных органов, разрешающего заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры (пп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

День принятия такого решения является днем помещения товаров под выбранную таможенную процедуру.

День помещения товаров под таможенную процедуру является моментом начала действия таможенной процедуры.

Подача декларации на товары осуществляется:

  • до истечения срока временного хранения (на ввозимые товары),
  • на вывозимые товары-подается до их убытия,
  • на товары, явившиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, декларация подается в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда об освобождении от уголовной ответственности или решения таможенного органа об освобождении от административной ответственности либо решения суда о прекращении дела.

Отказ от регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом в письменной форме с указанием причин отказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: