В истории государства выявил 4 типичные формы 6 страница

Государство в его традиционных формах должно исчезнуть (его место займет корпоративное государство, более гибкое, гуманное, защищающее индивида; будет строиться на базе синдикатов и социальной нормы, что позволит гармонизировать социальные отношения, вывести общество в качественно иное состояние).

Преобразования в государственном строе Франции (Палата депутатов должна избираться на основе пропорционального представительства, чтобы в ней полнее были представлены все политические партии; Сенат должен стать собранием синдикатов, высшим трибуналом, составленным из представителей всех классов поровну и призванным судить о законности закона; отношения между классами должны регулироваться договорами, конвенциями, корпоративным правом, санкционированным государством).

Отрицает классовую борьбу, враждебно относится к государственному социализму.

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Порывает с юридическим позитивизмом и ставит цель внедрить в юриспруденцию истинную науку (позитивистскую социологию) (познание имеет своим объектом только внешнее проявление фактов и отношений (явления), так как только они доступны опыту и доказыванию).

Центральная категория – идея социальной солидарности (основополагающий факт всякого человеческого общества – люди не жили и не могут жить изолированно друг от друга, человек может жить только в обществе (в тесной связи с себе подобными); факт общности отражается в сознании и формирует чувство солидарности).

Два вида социальной солидарности:

1) солидарность по сходству (вызвана совпадением интересов людей);

2) солидарность, вытекающая из разделения труда (солидарность экономическая).

Социальная солидарность – естественный факт (поскольку индивиды, составляющие общество – существа сознательные, факт социальной солидарности порождает норму поведения (социальную норму), составляющую базис всего объективного права).

Социальная норма складывалась постепенно (первый вариант требует от любого индивида уважения всякого волевого индивидуального акта, продиктованного интересами социальной солидарности; в дальнейшем она требует уважать всякое действие, отвечающее запросам солидарности и воздерживаться от любого действия, цель которого противоречит солидарности).

Формула социальной нормы (не делать ничего, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все возможное, чтобы увеличивать их и все возможное, чтобы увеличивать солидарность в ее обеих формах).

Социальная экономическая норма регулирует действия, относящиеся к производству, обмену и потреблению богатств (правила экономической жизни; первая ступень социальной нормы; ее нарушение приводит к негативным последствиям (перепроизводство, повышение цен, кризисы)).

Моральная норма (вторая ступень социальной нормы; вытекает из социальных фактов; регулирует внешнее поведение людей в обществе в соответствии с требованиями нравов; не содержит морального критерия добра и зла; не содержит абсолютного предписания; это норма нравов, указывающая индивиду как себя вести и как действовать в определенной социальной среде).

Юридическая норма (самая высокая ступень социальной нормы; не имеет собственного содержания; ей сопутствует более сильная социальная реакция в случае ее нарушения).

Норма начинает действовать как юридическая в момент, когда масса индивидов придет к выводу, что для ее обеспечения необходимо применение силы (на определенном уровне развития цивилизации эта сила обеспечивается государством; возможность принуждения – обязательный элемент юридической нормы).

Дополнительное основание объективного права – чувство справедливости (право выводится из сознания людей (справедливость понимается как меняющееся в зависимости от времени и обстоятельств чувство, присущее человеческой природе и подлежащее наблюдению).

Итоговая формула превращения социальной нормы в юридическую (определенная моральная или экономическая норма становится правовой в момент возникновения единодушного или квазиединодушного чувства составляющих данную социальную группу индивидов; социальная солидарность будет подорвана, если уважение этой нормы не будет гарантировано применением социальной силы).

Право в истинном смысле слова – это то, что рождается в обществе, вне государства.

Нормативное юридическое правило – сама норма права в собственном смысле слова (предписывает каждому человеку, живущему в обществе, определенное действие или воздержание от действия) (конкретизация всеобщей социальной нормы, порождается социальной солидарностью и спонтанным образом появляется в сознании людей).

Конструктивные юридические правила (могут быть установлены с целью обеспечения исполнения нормы, если индивид не сообразовывает свое поведение с этим правилом; устанавливаются для обеспечения уважения и применения нормативного правила; устанавливаются более или менее сознательно; предполагают существование государства; присущи обществу, в котором есть политическое разделение; обязательную силу получают от юридической нормы).

Нормативные правила существуют независимо от конструктивных (именно они заставляют законодателя придать им форму закона и обеспечить их конструктивными нормами).

Объективное право – совокупность множества конкретных, нормативных правил, рождающихся в условиях взаимозависимости людей (охрана организуется конструктивными нормами, издаваемыми чаще всего государством).

Власть – социальный факт, а не право (она становится правом лишь в меру соответствия норме солидарности; все акты государственных органов имеют силу лишь постольку, поскольку они соответствуют этой норме).

Особенности теории.

Указывал правящим кругам путь социального реформаторства для преодоления конфликтов (его идеи способствовали смягчению социальных противоречий, учету интересов народа, становлению социального государства).

39. Чистая теория права Г. Кельзена

Эпоха.

Конец XIX – XX вв.

Ганс Кельзен (1881 – 1973) (профессор государственного права и философии пава в Венском университете; один из создателей Конституции Австрии 1920 г.; член Высшего конституционного суда; после прихода к власти фашистов в Германии эмигрировал в Швейцарию; преподавал в Женевском университете; переехал в США; был профессором Калифорнийского университета).

«Основные проблемы государственно-правовой науки, развитые с точки зрения учения о принципе права» (постулаты чистого учения о праве).

«Чистое учение о праве» (нормативизм превращается в стройную концепцию и обретает полемическую направленность по отношению к прошлым и современным доктринам).

«Право Объединенных Наций» (проблема соотношения международного и национального права).

«Коммунистическая теория права» (идейная борьба с последователями марксизма).

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства).

Государство – единство внутреннего смысла всех правовых положений (персонификация правового порядка; урегулированная, упорядоченная, нормативная система принуждения).

Теорию государства сводит к государственному праву (отрицает дуализм публичного и частного права).

Государство – высшее понятие в смысле нормативного господства (не является предметом социологического изучения; его истинную сущность составляют нормативный смысл государства и заключенная в нем собственная закономерность).

Соотношение между национальным правом отдельных государств и международным правом (двоякое решение – подчинение национального права международному или признание основой международного права принципов одной системы национального права; позднее приходит к выводу – чтобы не отказаться от принципа юридического равенства государств, необходимо признать единственно возможным первенство международного права и рассматривать его в качестве исходных норм всякого национального права).

Коллизии между международным правом и внутригосударственным (рассматриваются как конфликт между высшей и низшей нормами.

Государство – орган международно-правовой общности.

Суверенитет – независимость одной правовой системы от другой.

Критикует марксистское понимание сущности государства (содержание государственного принудительного порядка влияет на подчинение одной группы другой, переход от одной формы производства к другой).

Аппарат принуждения – основное социально-техническое средство для различных целей (может также служить охране общей собственности на средства производства).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Правоведение должно освободиться от идеологии и увлечения другими науками, перестать заимствовать у них ложные для юриспруденции методы и обратиться к формально-догматическому подходу, изучая объективное, а не субъективное право (последнее вторично по отношению к первому).

Использование позитивистской методологии позволило ему создать основы чистого учения о праве как теории позитивного права, отличной и от социологической теории права, и от учения о естественном праве, переводящего в этическую область.

Позитивизм в неокантианском варианте (противопоставляет науки о сущем (исходя из закона причинности, связывают явления как причину и следствие – науки о природе, социология, история, психология, этнология) и о должном (исследуют нормативный порядок человеческих отношений, который принадлежит сфере должного – этика, юриспруденция)).

Абсолютизация формально-логического подхода вела к изоляции юриспруденции от политики, других социальных наук (позволяла частично решить проблему деидеологизации, превращая правоведение в надклассовую и надпартийную дисциплину).

Право – совокупность норм, находящих подтверждение в самих себе (исходный пункт – только юридические нормы, только объективное право).

Совокупность всех норм образует систему права в виде их единства на базе координации и субординации, подчинения низшей нормы высшей (иерархия различных норм образует правопорядок, юридическим основанием которого провозглашается основная норма (занимает высшую ступень)).

Основная норма – априорное гипотетическое понятие, родственная категорическому императиву Канта (ее существенное отличие от него состоит в отсутствии какой-либо определенности) (рассматривается как правовая база конституции, которая определяет полномочия государственных органов, процедуру законодательства и содержание будущих законов).

Общие нормы (устанавливаются законодателем или вытекают из обычая; образуют следующий, нижестоящий по отношению к конституции, уровень иерархии права; подлежат применению судами и административными властями) (функция – должны определить орган, который может их применить, и процедуру их применения, а также определить содержание правоприменительного акта).

Индивидуальные нормы (нижняя ступень; судебные решения и распоряжения администрации по конкретным делам).

Общие нормы отождествляет с применением права (создание правовой нормы – применение высшей нормы, регулирующей ее создание, а применение высшей нормы – создание низшей нормы, определенное высшей нормой).

Ступенчатость права преследует цель представить любую норму права и любое распоряжение государственного органа или должностного лица как вывод из конституции и даже из постулируемой основной нормы (право проистекает только из права).

Чистая и ступенчатая концепция устраняет традиционный правовой дуализм (понятие субъекта права интерпретируется как персонификация комплекса юридических норм; обязанность и субъективное право (в техническом смысле) сводятся лишь к норме, которая связывает санкцию с определенным человеческим поведением и ставит ее исполнение в зависимость от соответствующего иска) (преодолевается волюнтаризм в праве, его толкование с точки зрения одной из сторон).

Особенности теории.

40. Теория элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс)

Эпоха.

Конец XIX – начало XX в.

Гаэтано Моска (1858 – 1941).

«Основы политической науки».

Вильфредо Парето (1848 – 1923).

«Трактат по общей социологии» /

Роберт Михельс (1876 – 1936).

«Социология политических партий в условиях современной демократии» (применил основные положения теории элит к анализу политических партий).

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

В любом обществе существует правящее меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений (правящая элита, правящий класс, политический класс), которое занимает свое положение не в силу выборов, а в результате завоевания господствующего положения в политической сфере.

Выборы только оформляют олигархическую власть правящей элиты и не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность (правящее меньшинство всегда избегает контроля со стороны большинства, вне зависимости от наличия демократических процедур, формально обеспечивающих такой контроль).

Правящая элита господствует над обществом при любой форме государства, любом режиме, любой официальной идеологии (обеспечивает сове господствующее положение благодаря групповому сознанию, внутреннему сцеплению, общей воле к действиям).

Элита – органическое единство, связанное корпоративным духом (доступ в нее возможен только на диктуемых ей условиях; ее жизнестойкость определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав при необходимости).

Элита – сплоченное компактное меньшинство, которое полностью монополизирует власть, осуществляет все политические функции и пользуется благами, доставляемыми доминирующим положением в обществе (хорошая организация и сплоченность меньшинства обеспечиваются собственностью, образованием, военной выучкой, доступом к государственным благам, положением в религиозной иерархии, приверженностью определенной идеологии).

Преимущество правящего меньшинства (внутренние каналы связи и информации просты и безотказны – дает возможность быстро принимать решения и осуществлять их).

Власть обладает кумулятивным свойством (накапливается и возрастает по мере своего осуществления; власть открывает доступ к еще большей власти).

При существовании большого имущественного неравенства власть и влияние всегда находятся главным образом в руках богатых людей (оппозиционные и угнетаемые массы действуют непосредственно только в короткие периоды революций, в спокойное время от их имени выступают вожди, партийные функционеры).

Демократия оборачивается обманом (число лиц, избранных в законодательные органы власти, а также на высшие должности исполнительной власти значительно меньше числа лиц, занимающих государственные посты по назначению; чем выше пост, тем больше число избирателей и его непосредственная ответственность перед ними).

Правящая элита неоднородна (делится на высший слой (правители – люди, имеющие право принимать решения, подлежащие исполнению) и низший слой (опора для высшего слоя, посредник между правителями и управляемыми; проводит в жизнь решения элиты и оправдывает эти решения перед массой)).

Декоративная роль представительных учреждений и выборов (ядро политической элиты определяет поведение избирательного корпуса и подбирает кандидатов).

Общество не может существовать без элит (государство может быть только организацией меньшинства, цель которого – навязать остальному обществу законный порядок).

41. Политические концепции фашизма

Эпоха.

Период после Первой мировой войны.

Бенито Муссолини (1883 – 1945).

Джованни Джентиле (1875 – 1944) (профессор философии, директор института фашистской культуры).

Адольф Гитлер (1889 – 1945).

Альфред Розенберг (1893 – 1946) (официальный идеолог немецкого фашизма).

Карл Хаусхофер (1869 – 1946) (ученый-геополитик; оправдывал агрессивный кур нацистской партии).

Освальд Шпенглер (1880 – 1936) (философ, предшественник Гитлера в культе насилия).

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Муссолини. Фашизм – полная противоположность материалистическому пониманию истории (верит в действия, не обусловленные экономическими мотивами, и решительно отрицает, что классовая борьба может стать преобладающей силой общественного преобразования).

Фашизм отвергает возможность осуществления материалистической концепции счастью (отрицается правомерность отождествления благосостояния и счастья).

От социализма остаются одни синдикалистские идеи (приспосабливаются к всевластию государства в форме теории корпоративного государства).

Культ государства – основной пункт идеологии итальянского фашизма (государство рассматривается как духовный и нравственный факт, как законное воплощение нации; подчинение индивидуальных и групповых интересов публичному интересу (государству)).

Государство выступает в качестве арбитра между различными группами и классами (корпоративное государство, в котором представлены профсоюзы и предприниматели, решают свои проблемы под эгидой государственных и партийных чиновников).

Тоталитарное государство (его влияние распространяется на все сферы национальной жизни и включает все политические, экономические и духовные силы нации).

Фашистское государство не уничтожает личность, а как бы умножает ее (индивид лишается всех бесполезных и вредных свобод и сохраняет только то, что существенно) (требует дисциплины, координации всех сил, глубокого чувства долга и самопожертвования).

Фашистское государство – воплощенная воля к власти и управлению (для него характерна партия, которая всецело управляет нацией).

Отношение к религии (религия рассматривается как одно из проявлений человеческого духа, уважается, защищается и охраняется).

Современный метод политического представительства недостаточен (предлагается возврат к корпорациям, позволяющий учесть экономические требования национальных профсоюзов; отвергается система парламентаризма и демократии; в демократии отрицается ложь о политическом равенстве, скрывающую коллективную безответственность, а также миф о счастье и безграничном прогрессе).

Фашизм не может полностью отказаться от идеи демократии (в смысле влияния народа на политические дела; фашизм – организованная, централизованная, властная демократия).

Конституционные взгляды (идея руководства государственной волей, воплощенной в дуче; безразличие к формам государства, все зависит от истории, традиций).

Осуществление целей фашизма – процесс суровой борьбы, применения силы (нетерпимость к врагам, борьба с ними, отождествление инакомыслящих с врагами; идеи борьбы распространяются и на межгосударственные отношения; для фашизма характерны этическое оправдание войн и империалистической политики, осуждение интернационализма и пацифизма; фашистское государство должно рассматриваться как нация, которая прямо или косвенно правит другими нациями).

Отношение к праву (фашизм рассматривает государство как источник всех прав и ценностей для входящих в него индивидов; никакие естественные права, никакая связанность государства правом не признаются; государство творит право).

Экономическая программа (первоначально объемная, позднее от нее осталось только участие рабочих в управлении промышленностью, подмененное корпоративным государством (созданием корпораций рабочих и предпринимателей в каждой административной единице и регулирующих их органов); утверждался государственный контроль и регулирование экономической жизни; запрещение стачек и некоторые ограничения предпринимательской деятельности).

Немецкий национал-социализм (нацизм) (дальнейшее развитие идей фашизма, более масштабное, последовательное и жестокое).

Высшая цель существования человека – сохранение национального характера (одно из существенных отличий нацизма от итальянского фашизма – нацизм руководствуется принципом и понятиями расы, нации, народа, а в фашизме основой системы и объектом лояльности является государственность).

Идеи расовых представлений нацизма (превосходство арийской расы и угроза, исходящая от еврейской расы, постоянно строящей заговоры, чтобы подорвать высшие культуры и достигнуть мирового господства) (ради обеспечения верховенства арийцев следует исключить их смешение с другими расами; высшая раса не должна стремиться к миру со своими соперниками, ей надлежит бороться с ними во имя сохранения чистоты и власти).

Превосходство арийцев (в готовности трудиться и рисковать своей жизнью во имя блага нации, в идеализме, противопоставляемом эгоизму).

Государство носит, прежде всего, расовый характер (инструмент в руках утверждающей себя расы; германской нации необходимо жизненное пространство, территория, обеспечению этой цели подчинена вся внешняя политика нацистского государства).

Цели в плане территориальной экспансии (решающая победа над Францией, непримиримым врагом немецкого народа; серьезные территориальные приобретения на Востоке (Россия и ее вассальные государства)).

Нацизм – философия насилия (восхвалялось, поощрялось, объявлялось долгом и доблестью человека; представляло основной постулат нацизма во внешней и во внутренней политике).

Политическая система (строится на антидемократической основе; следует установить иерархию лидеров по военному образцу, каждый из которых обладает абсолютной властью над подчиненными и несет абсолютную ответственность перед высшими начальниками).

Важнейший элемент структуры, обеспечивающий диктаторскую власть лидера, – нацистская партия (должна объединить наиболее энергичные и мужественные элементы нации в компактную боевую группу; партия формируется вокруг вождя (фюрера), обладающего особыми качествами; культ фюрера – важнейший компонент нацистской веры).

Пропаганда должна быть рассчитана на народ и приспособлена к восприятию наименее интеллектуальными лицами из тех, к кому она обращена (задачи политика – сделать свои предложения понятными большинству и заручиться их поддержкой; это достигалось доходчивостью лозунгов и аргументов, а также тоталитарным контролем над СМИ).

Экономическая политика (напоминает итальянский фашизм; лозунги о соединении национализма с чувством социальной справедливости; ограничивались государственным контролем капиталистов).

Основные черты политической идеологии фашизма:

1) культ нации на расистской основе (Германия) или национального государства (Италия);

2) прямые призывы к насилию и войне ради завоевания и удержания власти, а также для обеспечения империалистических притязаний;

3) презрение к демократии, свободе, равенству, правам человека, законности, гуманизму;

4) концентрация власти в руках нацистской партии и вождя;

5) тоталитарное государство;

6) искоренение инакомыслия и плюрализма;

7) сохранение существующего социально-экономического строя при введении сильного государственного контроля и регулирования.

Социальная природа фашизма (гарантировал крупному капиталу безопасность, условия развития и экспансии – поддержка фашистских движений монополиями; демагогическая социальная пропаганда – доверие средних слоев) (балансирование между различными социальными слоями).

42. Политические идеи западноевропейской социал-демократии

Эпоха.

XX век.

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Два течения в социалистическом движении:

1) реформистское (делало ставку на постепенные преобразования, отвергало классовый антагонизм и связь государства с интересами эксплуататоров в условиях капиталистического общества, ориентировалось на осуществление социальной революции мирным путем с использованием демократических институтов);

2) революционное (носило радикальный характер, исходило из неизбежности классовой борьбы, рассматривало революцию как высшее ее проявление, оправдывало революционное насилие, готовилось к нему и настаивало на неизбежности переходного периода революционной диктатуры пролетариата).

Обе тенденции уживались в рамках Социалистического интернационала (размежевание произошло после 1917 г., когда по инициативе Ленина был создан III Интернационал (коммунистический)).

Англия. Фабианское общество. Носило характер клуба интеллектуалов, предпочитающих не связывать себя непосредственно с политической борьбой (имело значительное влияние; поддержало создание лейбористской партии).

В фабианстве воплотилась тенденция соединения рабочего движения с либерализмом (революционным призывам противопоставили умеренно-реформистскую платформу; отрицание революционного пути не мешало им критиковать общество, основанное на господстве частной собственности и принципах экономического либерализма).

Программа (демократизация и социализация; главный принцип преобразований – плавность, неторопливость; стратегии основывались на классовом согласии, компромиссе, на доброй воле социальных слоев, сознании долга перед обществом, совпадающего с просвещенным пониманием своих собственных интересов).

Вместо экспроприации выдвигается план социализации всех видов ренты (значительное обобществление средств производства – не всеобщее, но достаточно широкое, чтобы гарантировать независимость народа от частного предпринимательства; помимо национализации и муниципализации средствами обобществления служили создание новых предприятий, государственное регулирование социально-экономической жизни, конкуренция общественного и частного секторов).

Предполагалось централизованное регулирование экономики и социальной сферы с использованием законодательства, финансовых мер, налогообложения (социальные меры – установление минимальной заработной платы, продолжительности рабочего дня, оплачиваемых отпусков, меры по образованию) (в результате ожидалось вытеснение нетрудовых доходов и построение общества, в котором все работают и каждый получает вознаграждение в соответствии со своим трудом) (государство – главное средство общественного преобразования).

Политическая сфера (главное требование – демократизация (важное место отводилось децентрализации, расширению МСУ); не были сторонниками прямой демократии, управление должно осуществляться экспертами, это искусство, требующее способностей и специальной подготовки).

Германия. Эдуард Бернштейн (1850 – 1932). Стал родоначальником ревизионизма (критический пересмотр основных положений марксизма) (пророчество о скорой пролетарской революции не сбылось и не сбудется, поскольку капиталистическое общество развивается не так, как предсказывал Маркс; необходимо отказаться от революционных мифов, приступить к изучению новой действительности и пересмотреть устаревшие положения марксизма).

Предлагает рабочему классу целиком посвятить себя практической и легальной борьбе за улучшение своей жизни (не отрицает несправедливости существующего распределения богатства, но предпочитает путь реформ и компромиссов, конституционное законодательство; стихийной революции противопоставляет планомерную законодательную работу).

Германия. Карл Каутский (1854 – 1938). Занимал центристские позиции в СДПГ, сохранял верность учению Маркса, после смерти Энгельса приобрел репутацию лучшего знатока марксизма и крупнейшего теоретика II Интернационала.

Был убежден, что пролетарская революция может произойти только в развитых капиталистических странах (Октябрьская революция в России не увязывалась с его представлениями о закономерностях исторического развития; резко критиковал большевизм, что привело к расколу в марксистском движении на социал-демократическое и коммунистическое направления).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: