Учение о государстве
Государство — «совместное поселение», которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации.
При совместной жизни справедливость — главная (но не единственная) идея (добродетель) идеального государства.
Согласно идее справедливости, каждой части души должно соответствовать определенное сословие идеального государства: разуму — правители, воле — стражи, телесным влечениям — ремесленники, земледельцы и торговцы.
В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждаться пропорционально своим способностям, но при этом в нем не должно быть ни богатых, ни бедных.
Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеального государства — мудрость, мужество и рассудительность. Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи — мужеством и рассудительностью, все остальные — только рассудительностью.
Справедливые виды государства — монархия (один правитель) и аристократия (несколько правителей). Они руководствуются четырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жизни, не допускают появления богатых и бедных.
|
|
Несправедливых видов государств (форм правления) — четыре:
- тимократия (власть честолюбцев; главное благо — слава, почести);
- олигархия (власть немногих богачей; главное благо — богатство);
- демократия (власть большинства; главное благо — неограниченная свобода);
- тирания (власть одного над всеми; благо — личная неограниченная власть).
Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных.
Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло антимакедонское восстание. Умер Аристотель на острове Эвбея в Халкиде.
До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими на них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др.
|
|
Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но истина дороже» — гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво.