Медиация - вид деятельности, что заключается в оптимизации с помощью третьей стороны процесса поиска решения проблемы ради прекращения конфликгу

Чаще всего для этого устраивают переговоры с помощью медиатора (третьей стороны). Эффективность медиации обеспечивают добровольность, равноправие сторон, отсутствие у них процедурных преимуществ, независимость и нейтральность медиатора, конфиденциальность переговоров.

Медиаторство может быть официальным (формальным) и неофициальным (неформальным). Официальными медиаторами выступают межгосударственные организации (ООН), отдельные государства, государственные правовые институции, государственные комиссии, представители правоохранительных органов, общественные организации и тому подобное. Неофициальными медиаторами бывают известные лица, представители религиозных организаций, профессиональные психологи, неформальные лидеры, друзья, соседи и др.

Стороны по большей части обращаются к медиаторам, безуспешно потеряв все аргументы, силы и средства для решения конфликта, когда в позициях, какие они отстаивают, не удается найти общее, по-разному толкуют головни для разрешения конфликта критерии или считают очень необходимым внешний контроль за соблюдением промежуточных временных соглашений. Бывает, что стороны дорожат добрыми отношениями, но при определенных обстоятельствах не могут поладить и тогда прибегают к услугам медиатора.

Медиатор может и самостоятельно инициировать свое участие в решении конфликта. Это происходит за существование угрозы применения насилия сторонами или реального его применения, отсутствия понимания между ними и перспектив на то, что они его самостоятельно найдут. В зависимости от влияния медиатора на решение конфликтующих сторон социология конфликта определяет такие его роли:

- третейский судья (авторитарная роль, имеет наибольшие возможности относительно определения вариантов решения проблемы);

- арбитр (тоже имеет значительные полномочия, но стороны могут не согласиться с его решением и опротестовать его);

- посредник (более нейтральная роль; имея определенные знания, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, принятие решения остается за конфликтантами);

- помощник (не вмешивается в полемику относительно содержания проблемы и принятия решения, обеспечивает организацию переговоров и встреч);

- наблюдатель (своим присутствием удерживает стороны от нарушений договоренностей, агрессии).

Третья сторона может обеспечить волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбит р), разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр), блокировки борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель), применения санкций (третейский судья, арбитр), определения правомерности претензий (третейский судья, арбитр), предоставления помощи (помощник, посредник), содействия нормализации отношений (помощник, посредник), предоставления помощи в организации общения (помощник, посредник), контроль за выполнением договоренностей (арбитр, наблюдатель, посредник).

Как тактические приемы медиатор может применять поочередного выслушивания сторон в пределах общей встречи, челночную дипломатию (курсируя между конф-ликтантами), давление, акцентирование на слабых моментах в позициях оппонентов. Он должен владеть знаниями и профессиональными качествами для переговоров, иметь опыт регуляции конфликтов, знания ситуации и особенностей конфликта, необходимые личностные качества и тому подобное. Медиацию считают достаточно эффективной формой решения конфликтов.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний:

1. Предмет изучения конфликтологии.

2. Коротко расскажите про марксистскую теорию конфликтов.

3. Г.Зиммель и его теория конфликтов.

4. Р.Дарендорф и его теория «конфликтной модели общества».

5. Каки существуют методы разрешения конфликтов?

6. В чем суть идеи возникновения конфликта по мнению Болдинга?

7. Что такое медиаторство и какие его виды существуют?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: