Вопрос 2. Принципы таможенного права – это исходные руководящие начала таможенно-правового регулирования

Принципы таможенного права – это исходные руководящие начала таможенно-правового регулирования. Именно эти принципы обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики.

Таможенное право – это комплексная отрасль права, представляющая совокупность норм (или систему правовых норм) различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются или санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Вопрос 1.

Таможенное право Республики Беларусь, предмет и метод правового регулирования таможенного права, принципы таможенного права, таможенно-правовые отношения, субъекты и объекты таможенно-правовых отношений, источники таможенного права, Таможенный кодекс Республики Беларусь.

Distinctive features of adaptation to the increased density of communication

To avoid discomfort from "forced contacts", crew members reduce contacts with each other. They limit a circle of "confidential " communication (круг доверительного общения);

As a rule, a person chooses one or two colleagues for confidential talks whereas with other crew members his talks are rather "superficial" (поверхностный) - on very general subjects – for example, sports, politics or very concrete topics for discussion: " what will we have today for dinner?", etc.);

They reduce a circle of contacts only to representatives of their professional group; thus "breaking off" communicative channels with other ship’s services or departments; with "others" they contact only on professional questions.

This measure serves the purposes of "differentiation" of formal and informal interaction spheres. In this case the crew is divided into social "layers" (социальные слои), contacts between which are limited. It is typical, first of all, for big crews.

Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.

Таможенное право – это подсистема или элемент правовой системы государства, выполняет функции права и неотделимо от этой системы. Это новая отрасль права, которая длительное время правоведами определялась как подотрасль административного права, так как общественные отношения, регулируемые таможенным.правом очень схожи с правоотношениями административного права. Но мы не будем глубоко вникать в этой теоретический и пока немного дискуссионный вопрос. А так как в основу разграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то отметим, что:

Предметом таможенного права являются общественные отношения в сфере таможенного дела, которые также как само таможенное право носят комплексный характер, и круг которых обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела. Эти отношения регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности: нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового права и иными отраслями;

Эти общественные отношения связаны с перемещением товаров, взиманием таможенных платежей, с проведением таможенного.контроля за перемещаемыми товарами, с проведением таможенного оформления, с валютным контролем, ведением таможенной.статистики и Товарной номенклатуры ВЭД и т.д.

Метод таможенного права также носит комплексный характер основан на различных способах воздействия на субъектов таможенного права (как и сами общественные отношения, регулируемые таможенным правом)

Разделяют методы на:

- императивный или административно-правовой, основанный на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и одностороннем волеизъявлении. Это установление государством обязательных предписаний, запретов, ограничений и разрешений;

- диспозитивный – метод координации или - гражданско-правовой: наоборот, на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено.

К общеправовым принципам относятся принципы:

- законности – основной принцип закреплен в конституционных нормах, имеющих основополагающее значение для таможенного права;

- демократизма имеет многообразные формы и проявления, как то: в Таможенном кодексе содержатся нормы об обеспечении равной защиты прав граждан и субъектов хозяйствования, в Х1 разделе предусмотрены информирование, консультирование и принятие предварительных решений по таможенно-правовым вопросам. Таможенным кодексом также предусмотрен институт обжалования и рассмотрения решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

- полномасштабного и четкого таможенного регулирования это полнота и максимально возможная масштабность охвата правовым регулированием всех общественных отношений в сфере таможенного дела;

- учета опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела – это тенденция развития отечественного таможенного права в соответствии с международными нормами права.

Отраслевые принципы таможенного права это:

- принцип единства таможенной территории,

- принцип единства ставок таможенных пошлин,

- принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и т.д.

- принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Задачами таможенного права являются:

1.Прежде всего, это нормативно-правовое обеспечение таможенной политики государства;

2.Во-вторых, это создание необходимых условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных.органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и совершенствованию;

3.Также, именно таможенным правом регламентируются права и обязанностей субъектов права; устанавливается ответственность за нарушение таможенных правил.

Если говорить о соотношении таможенного права с другими отраслями правовой системы, то здесь можно сказать, что мы наблюдаем тесное взаимодействие с конституционным, финансовым, уголовным, административным правом, гражданским и т.д. Но здесь необходимо отметить, что в мы говорим о влиянии конституционного, как основополагающего права. А каждая отрасль имеет свои особенности взаимодействия с таможенным правом.

Итак, структуру современного таможенного дела можно представить определенными блоками, которые в большей степени совпадают со структурой таможенного права и таможенного законодательства и, прежде всего - Таможенного кодекса Республики Беларусь. Это и принципы перемещения товаров, и таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и т.д. Но так как таможенное дело не является неизменным (новые задачи таможенной политики могут потребовать новых средств ее осуществления), то и структура таможенного дела может изменяться и дополняться.

ИСТОЧНИКИ

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

1) Таможенного Кодекса ТС (Договор о Таможенном кодексе таможенного союза).

2) международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-членов таможенного союза. (КТС – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза)

Таким образом, таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – таможенный союз) – осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенное законодательство Таможенного союза действует на таможенной территории Таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена Таможенного союза.

Переходя таким образом к национальному уровню правового регулирования, можно сказать, что как в целом система законодательства Республики Беларусь, так и система таможенного законодательства Республики Беларусь представляют собой совокупность нормативных правовых актов (законов, указов и декретов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, постановлений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров через таможенную границу.

Нормативные правовые акты, составляющие систему таможенного законодательства, являются источниками таможенного права. Основным критерием классификации источников права является их юридическая сила.

В ст. 1 ТК закреплено, что «В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, которая является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства и поэтому тесно зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Таможенную политику определяют также как систему политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов страны. Ее целями являются: обеспечение наиболее эффективного регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь и использования инструментов таможенного контроля; участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка; стимулированию развития национальной экономики и иные цели.

Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а именно:

· единство внешнеторговой политики и системы ее регулирования;

· единство политики экспортного контроля;

· единство таможенной территории Республики Беларусь;

· равенство участников внешнеторговой деятельности и т.д.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики РБ являются:

· установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования (к ним относятся прежде всего, установление различных видов таможенных платежей - пошлин и налогов, а также различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования);

· осуществление государственного там. контроля таможенными органами;

· участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, хотя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов нельзя. Так как реализация ее – сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех ветвей государственной власти.

Выделяют 2 вида таможенной политики государства: протекционистская (направлена на развитие отечественного производства и внутреннего рынка) и политика свободной торговли ( минимальный уровень таможенных пошлин и поощрение ввоза иностранных товаров в страну).

Итак, к средствам реализации таможенной политики Республики Беларусь:

· порядок и условия перемещения через таможенную.границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств,

· взимания таможенных платежей,

· таможенное оформление,

· таможенный контроль

· и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: