СОДЕРЖАНИЕ
Окей-книга
Москва
Учений
Экономических
По истории
Краткий курс
А.Н. Кошелев
СКОРАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ. КРАТКИЙ КУРС
1. История экономических учений: предмет, метод, структура,
место в системе наук............................................................................6
2. Экономическая мысль Древнего Востока..................................7
3. Экономическая мысль Древней Греции................................... 9
4. Учение Ксенофонта о земледелии, рабстве, товаре
и деньгах................................................................................................. 11
5. Учение Платона о государстве, торговле, деньгах
и рабстве..................................................................................................14
6. Учение Аристотеля об экономике, рабстве, торговле
и процентах............................................................................................. 17
7. Древний Рим, Учение Катона....................................................... 20
8. Учение Варрона.............................................................................. 22
9. Учение Колумеллы.......................................................................... 25
|
|
10. Характеристика экономических учений средневековья...... 26
11. Социально-экономические взгляды Ибн Хальдуна
на деньги и товар.................................................................................. 29
12. Средневековые учения Западной Европы. Салическая
правда...................................................................................................... 31
13. Учение Фомы Аквинского о торговле
и проценте............................................................................................... 33
14. Становление российской экономической мысли.
Русская Правда...................................................................................... 35
15. Учение Ермолая-Еразма................................................................ 39
16. Меркантилизм и его особенности.
Идеи меркантилизма в России.......................................................... 41
17. Идеи А.Л. Ордин-Нащокина....................................................... 45
18. Экономические реформы Петра I............................................ 47
19. Экономические взгляды И.Т. Посошкова............................... 49
20. Экономическое учение В.Н. Татищева................................... 51
21. Экономические взгляды М.В. Ломоносова............................. 53
22. Классическая школа...................................................................... 55
23. Учение А. Смита............................................................................. 58
24. Учение Т. Мальтуса........................................................................ 60
25. Учение Д. Рикардо.......................................................................... 61
26. Учения У. Петти и П. Буагильбера...............................................64
27. Экономическое учение Ж. Сисмонди...................................... 66
28. Физиократы. Учения Ф. Кенэ и Ж. Тюрго................................ 68
29. Теория утопического социализма: Т. Кампанелла, Р. Оуэн,
К. А. де Сен-Симон, Ш.Фурье........................................................... 71
30. Учение и деятельность Т. Мора................................................. 73
|
|
31. Экономические воззрения А.Н. Радищева............................... 75
32. Экономические воззрения М.М. Сперанского...................... 77
33. Экономические идеи Н.Г. Чернышевского............................. 79
34. Экономические взгляды С.Ю. Витте......................................... 82
35. Учение М.И. Туган-Барановского............................................. 84
36. Учение Ж.-Б. Сэя........................................................................... 86
37. Марксизм: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.......................... 88
38. Особенности развития экономической науки в Германии
в XIX в. Г.Ф. Лист как предшественник исторической
школы...................................................................................................... 90
39. Историческая школа: сущность, этапы развития,
представители......................................................................................... 94
40. Учение и деятельность П. Ж. Прудона...................................... 96
41. Учение М. Вебера......................................................................... 100
42. Зарождение математического направления
в экономике. Учение А. О. Курно................................................... 102
43. Учение К. Менгера....................................................................... 104
44. Экономические воззрения Э. Бём-Баверка............................106
45. А. Маршалл — лидер Кембриджской школы
маржиналистов.................................................................................... 108
46. Идеи Т. Веблена............................................................................ 110
47. Идеи Дж. Р. Коммонса................................................................ 112
48. Идеи У. К. Митчелла.................................................................... 114
49. Математическая школа в России............................................. 116
50. Идеи Е.Е. Слуцкого и В.К. Дмитриева...................................... 118
51. В. Парето: концепция общего экономического
равновесия............................................................................................. 122
52. Э. Чемберлин и его теория монополистической конкуренции.
«Несовершенная конкуренция» Дж. В. Робинсон...................... 124
53. Ф. Визер: теория альтернативных издержек........................... 126
54. Зарождение и сущность кейнсианства. Методология
исследований Дж. М. Кейнс...........................................128
55. Тенденции в современном кейнсианстве. Вклад
последователей Дж. М. Кейнса в экономическую теорию....... 132
56. Учение А.В. Чаянова и его вклад
в российскую экономическую мысль.......................................... 134
57. Экономическая теория Н.Д. Кондратьева.............................. 136
58. «Экономикс» П. А. Сэмюэлсона.............................................. 138
59. Учение и заслуги Л.В. Канторовича........................................ 140
60. В.В. Леонтъев и его метод экономико-математического
анализа «затраты - выпуск»................................................................143
61. Учение Дж. К. Гэлбрейта............................................................ 145
62. Д. Белл, Э. Тоффлер: теория постиндустриального
общества................................................................................................ 147
63. Теория рациональных ожиданий............................................. 149
64. Монетаризм: основные положения концепции.
Экономические идеи М. Фридмена............................................... 151
65. Первые лауреаты Нобелевской премии
по экономике........................................................................................ 154
1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА, МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
Развитие человеческого общества сопровождалось попытками осмысления протекающих процессов, возникающих явлений. Начало развития экономической науки было положено в древнейшие времена трудами Платона, Аристотеля, Конфуция, которые анализировали происходящие экономические явления. С течением времени общество развивалось, а анализирующая его экономическая наука усложнялась.
Изучение истории экономических учений позволяет сформировать базовое представление об экономической науке, основных этапах ее развития, заложить основы критического мышления и анализа, выработать методологию анализа и прогнозирования экономических процессов и т.д. Логика развития экономической науки позволяет глубоко понять современные теории и концепции, сформировать представление о ее последующем развитии.
|
|
Пристальное внимание уделяется определению факторов развития экономики, экономической науки, степени взаимосвязи эволюции общества и экономической системы.
Место истории экономических учений и системе наук определяется как неотъемлемая часть общеобразовательных дисциплин по специальности «Экономика», а также многих других направлений подготовки специалистов.
Предметом изучения истории экономических учений выступает весь исторический процесс зарождения, развития и поэтапной смены экономических теорий, разработанных определенными учеными-экономистами, школами, течениями и направлениями. Важно понять и проследить его в неразрывной взаимосвязи и логической обусловленности.
Методами исследования истории экономических учений служат: математическое моделирование, индукция, дедукция, абстрагирование, функциональный и системный анализ и т.д.
Структура курса «История экономических учений» включает три основных раздела, которые позволяют отследить и подвергнуть анализу все этапы развития экономической науки во взаимосвязи с обществом:
1) эпоха дорыночной экономики — период, когда преобладающей формой хозяйственной деятельности являлась натуральная, когда были недостаточно развиты торговые связи и денежное обращение,— представлена прежде всего трудами философов, так как экономическая наука еще не сформировалась;
2) эпоха неурегулированных рыночных отношений — это период активного развития экономик многих стран, торговли, денежного обращения. В это время формируется большое количество теорий, концепций и школ, с различных позиций анализирующих экономические процессы;
3) эпоха социально ориентированной и регулируемой экономики — это современный период развития экономической науки, когда она формируется как наука, учебная дисциплина и сфера практической деятельности.
Экономическая наука раньше других зародилась на Древнем Востоке, что связано с более теплым климатом, наличием большого количества пищи и т.д. На основании этого активно развиваются торговля, сельское хозяйство, ремесло. Соответственно возникает необходимость их анализа и осмысления — начинают формироваться зачатки экономической науки. Примерно с этого периода появляется рабство — принуждение к труду одних людей другими, некоторые люди становятся по статусу наравне с домашними животными, орудиями труда. Увеличение численности населения, усложнение форм взаимодействия людей приводят к объективной необходимости появления государства — формы объединения людей. Особенностью экономического развития экономики Древнего Востока является сохранение элементов общинного строя.
|
|
Экономическая мысль Древнего Египта была достаточно развита и нашла отражение в таких письменных источниках, как «Речения Ипувера», кодекс Хаммурапи. Основа высокого уровня экономического развития Древнего Египта — это четкая государственная система, развитое рабство, жреческое влияние. В письменных источниках находят свое определение понятия частной и государственной собственности, а также механизмы ее защиты. Активно развивались торговля, денежное обращение, кредит. При этом сильное расслоение общества на касты приводило к большому количеству бунтов и недовольств.
Древняя Индия представляет собой в этот период экономически развитую страну. Ее особенность заключается в четком делении на касты, соподчинении их между собой. Иметь богатство дозволялось только представителям высших каст. Большое внимание уделялось роли и месту государства в экономической системе, что получило отражение в сборнике предписаний «Законы Ману». В другом древнем индийском трактате — «Артхашастра» — содержится общая оценка социально-экономического состояния Индии, предпринимаются попытки систематизации государственной политики (свод законов), определяется роль государства и его главы — царя, который должен заботиться о развитии страны, ее процветании.
Древний Китай отличался активностью экономических процессов, наличием противоречия между влиянием государства и свободной экономикой, приводившим к революциям и переворотам. Наиболее объективный экономический анализ проводился Конфуцием (551—579 гг. до н.э.), создавшим собственную школу, получившую название конфуцианство. Он допускал создание и преумножение богатства, но только с учетом общих интересов. Главной задачей государства Конфуций считал создание условий процветания и нормальной жизни для каждого человека. Он также отмечал важность проблемы народонаселения — взаимосвязи количества людей и роста их благосостояния. Мэн-цзы (372—289гг. до н.э.) выступал за необходимость искусственного формирования равенства всех людей, введения налогов. По его мнению, государство должно заботиться прежде всего о своих гражданах.
В IV—III вв. до н.э. сформировался легизм как научное течение, обозначившее понимание государственной политики как системы мер и направлений действий государства, обеспечивающей его интересы. Представители легизма исходили из необходимости полного государственного контроля над экономикой.