Экономическая мысль Древнего Востока

СОДЕРЖАНИЕ

Окей-книга

Москва

Учений

Экономических

По истории

Краткий курс

А.Н. Кошелев

СКОРАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ. КРАТКИЙ КУРС

1. История экономических учений: предмет, метод, структура,

место в системе наук............................................................................6

2. Экономическая мысль Древнего Востока..................................7

3. Экономическая мысль Древней Греции................................... 9

4. Учение Ксенофонта о земледелии, рабстве, товаре

и деньгах................................................................................................. 11

5. Учение Платона о государстве, торговле, деньгах

и рабстве..................................................................................................14

6. Учение Аристотеля об экономике, рабстве, торговле

и процентах............................................................................................. 17

7. Древний Рим, Учение Катона....................................................... 20

8. Учение Варрона.............................................................................. 22

9. Учение Колумеллы.......................................................................... 25

10. Характеристика экономических учений средневековья...... 26

11. Социально-экономические взгляды Ибн Хальдуна

на деньги и товар.................................................................................. 29

12. Средневековые учения Западной Европы. Салическая

правда...................................................................................................... 31

13. Учение Фомы Аквинского о торговле

и проценте............................................................................................... 33

14. Становление российской экономической мысли.

Русская Правда...................................................................................... 35

15. Учение Ермолая-Еразма................................................................ 39

16. Меркантилизм и его особенности.

Идеи меркантилизма в России.......................................................... 41

17. Идеи А.Л. Ордин-Нащокина....................................................... 45

18. Экономические реформы Петра I............................................ 47

19. Экономические взгляды И.Т. Посошкова............................... 49

20. Экономическое учение В.Н. Татищева................................... 51

21. Экономические взгляды М.В. Ломоносова............................. 53

22. Классическая школа...................................................................... 55

23. Учение А. Смита............................................................................. 58

24. Учение Т. Мальтуса........................................................................ 60

25. Учение Д. Рикардо.......................................................................... 61

26. Учения У. Петти и П. Буагильбера...............................................64

27. Экономическое учение Ж. Сисмонди...................................... 66

28. Физиократы. Учения Ф. Кенэ и Ж. Тюрго................................ 68

29. Теория утопического социализма: Т. Кампанелла, Р. Оуэн,

К. А. де Сен-Симон, Ш.Фурье........................................................... 71

30. Учение и деятельность Т. Мора................................................. 73

31. Экономические воззрения А.Н. Радищева............................... 75

32. Экономические воззрения М.М. Сперанского...................... 77

33. Экономические идеи Н.Г. Чернышевского............................. 79

34. Экономические взгляды С.Ю. Витте......................................... 82

35. Учение М.И. Туган-Барановского............................................. 84

36. Учение Ж.-Б. Сэя........................................................................... 86

37. Марксизм: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.......................... 88

38. Особенности развития экономической науки в Германии

в XIX в. Г.Ф. Лист как предшественник исторической

школы...................................................................................................... 90

39. Историческая школа: сущность, этапы развития,

представители......................................................................................... 94

40. Учение и деятельность П. Ж. Прудона...................................... 96

41. Учение М. Вебера......................................................................... 100

42. Зарождение математического направления

в экономике. Учение А. О. Курно................................................... 102

43. Учение К. Менгера....................................................................... 104

44. Экономические воззрения Э. Бём-Баверка............................106

45. А. Маршалл — лидер Кембриджской школы

маржиналистов.................................................................................... 108

46. Идеи Т. Веблена............................................................................ 110

47. Идеи Дж. Р. Коммонса................................................................ 112

48. Идеи У. К. Митчелла.................................................................... 114

49. Математическая школа в России............................................. 116

50. Идеи Е.Е. Слуцкого и В.К. Дмитриева...................................... 118

51. В. Парето: концепция общего экономического

равновесия............................................................................................. 122

52. Э. Чемберлин и его теория монополистической конкуренции.

«Несовершенная конкуренция» Дж. В. Робинсон...................... 124

53. Ф. Визер: теория альтернативных издержек........................... 126

54. Зарождение и сущность кейнсианства. Методология

исследований Дж. М. Кейнс...........................................128

55. Тенденции в современном кейнсианстве. Вклад

последователей Дж. М. Кейнса в экономическую теорию....... 132

56. Учение А.В. Чаянова и его вклад

в российскую экономическую мысль.......................................... 134

57. Экономическая теория Н.Д. Кондратьева.............................. 136

58. «Экономикс» П. А. Сэмюэлсона.............................................. 138

59. Учение и заслуги Л.В. Канторовича........................................ 140

60. В.В. Леонтъев и его метод экономико-математического

анализа «затраты - выпуск»................................................................143

61. Учение Дж. К. Гэлбрейта............................................................ 145

62. Д. Белл, Э. Тоффлер: теория постиндустриального

общества................................................................................................ 147

63. Теория рациональных ожиданий............................................. 149

64. Монетаризм: основные положения концепции.

Экономические идеи М. Фридмена............................................... 151

65. Первые лауреаты Нобелевской премии

по экономике........................................................................................ 154

1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА, МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

Развитие человеческого общества сопровождалось попытками осмысления протекающих процессов, воз­никающих явлений. Начало развития экономической науки было положено в древнейшие времена трудами Пла­тона, Аристотеля, Конфуция, которые анализировали проис­ходящие экономические явления. С течением времени обще­ство развивалось, а анализирующая его экономическая наука усложнялась.

Изучение истории экономических учений позволяет сформировать базовое представление об экономической на­уке, основных этапах ее развития, заложить основы крити­ческого мышления и анализа, выработать методологию ана­лиза и прогнозирования экономических процессов и т.д. Логика развития экономической науки позволяет глубоко по­нять современные теории и концепции, сформировать пред­ставление о ее последующем развитии.

Пристальное внимание уделяется определению факторов развития экономики, экономической науки, степени взаимо­связи эволюции общества и экономической системы.

Место истории экономических учений и системе наук определяется как неотъемлемая часть общеобразова­тельных дисциплин по специальности «Экономика», а также многих других направлений подготовки специалистов.

Предметом изучения истории экономических учений вы­ступает весь исторический процесс зарождения, развития и поэтапной смены экономических теорий, разработанных оп­ределенными учеными-экономистами, школами, течениями и направлениями. Важно понять и проследить его в неразрыв­ной взаимосвязи и логической обусловленности.

Методами исследования истории экономических учений служат: математическое моделирование, индукция, дедукция, абстрагирование, функциональный и системный анализ и т.д.

Структура курса «История экономических учений» вклю­чает три основных раздела, которые позволяют отследить и подвергнуть анализу все этапы развития экономической на­уки во взаимосвязи с обществом:

1) эпоха дорыночной экономики — период, когда пре­обладающей формой хозяйственной деятельности являлась натуральная, когда были недостаточно развиты торговые свя­зи и денежное обращение,— представлена прежде всего тру­дами философов, так как экономическая наука еще не сфор­мировалась;

2) эпоха неурегулированных рыночных отношений — это период активного развития экономик многих стран, тор­говли, денежного обращения. В это время формируется боль­шое количество теорий, концепций и школ, с различных по­зиций анализирующих экономические процессы;

3) эпоха социально ориентированной и регулируемой экономики — это современный период развития экономиче­ской науки, когда она формируется как наука, учебная дис­циплина и сфера практической деятельности.

Экономическая наука раньше других зародилась на Древнем Востоке, что связано с более теплым клима­том, наличием большого количества пищи и т.д. На основании этого активно развиваются торговля, сельское хозяйство, ремесло. Соответственно возникает необходи­мость их анализа и осмысления — начинают формироваться зачатки экономической науки. Примерно с этого периода появляется рабство — принуждение к труду одних людей другими, некоторые люди становятся по статусу наравне с домашними животными, орудиями труда. Увеличение числен­ности населения, усложнение форм взаимодействия людей приводят к объективной необходимости появления государ­ства — формы объединения людей. Особенностью экономи­ческого развития экономики Древнего Востока является со­хранение элементов общинного строя.

Экономическая мысль Древнего Египта была доста­точно развита и нашла отражение в таких письменных источниках, как «Речения Ипувера», кодекс Хаммурапи. Основа высокого уровня экономического развития Древ­него Египта — это четкая государственная система, разви­тое рабство, жреческое влияние. В письменных источниках находят свое определение понятия частной и государствен­ной собственности, а также механизмы ее защиты. Активно развивались торговля, денежное обращение, кредит. При этом сильное расслоение общества на касты приводило к большому количеству бунтов и недовольств.

Древняя Индия представляет собой в этот период эко­номически развитую страну. Ее особенность заклю­чается в четком делении на касты, соподчинении их между собой. Иметь богатство дозволялось только предста­вителям высших каст. Большое внимание уделялось роли и месту государства в экономической системе, что получило отражение в сборнике предписаний «Законы Ману». В дру­гом древнем индийском трактате — «Артхашастра» — содер­жится общая оценка социально-экономического состояния Индии, предпринимаются попытки систематизации государ­ственной политики (свод законов), определяется роль госу­дарства и его главы — царя, который должен заботиться о развитии страны, ее процветании.

Древний Китай отличался активностью экономических процессов, наличием противоречия между влиянием го­сударства и свободной экономикой, приводившим к ре­волюциям и переворотам. Наиболее объективный экономиче­ский анализ проводился Конфуцием (551—579 гг. до н.э.), создавшим собственную школу, получившую название конфуцианство. Он допускал создание и преумножение богатства, но только с учетом общих интересов. Главной задачей государ­ства Конфуций считал создание условий процветания и нор­мальной жизни для каждого человека. Он также отмечал важ­ность проблемы народонаселения — взаимосвязи количества людей и роста их благосостояния. Мэн-цзы (372—289гг. до н.э.) выступал за необходимость искусственного формирования ра­венства всех людей, введения налогов. По его мнению, государ­ство должно заботиться прежде всего о своих гражданах.

В IV—III вв. до н.э. сформировался легизм как научное те­чение, обозначившее понимание государственной политики как системы мер и направлений действий государства, обес­печивающей его интересы. Представители легизма исходили из необходимости полного государственного контроля над экономикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: