Учение Ермолая-Еразма

Развитие экономической науки в Древней Руси про­исходило так же, как и во всем мире, в ответ на ус­ложнение общественной жизни. Для Древней Руси XV—XVI вв. характерно большое влияние церкви, укрепле­ние феодального строя. Большинство мыслителей того вре­мени — это церковные служащие. Из них наиболее ярко вы­деляется Ермолай-Еразм (1510—1593), публицист, ученый, монах. За свою жизнь написал значительное количество работ, которые в большой степени носили религиозный ха­рактер. Наиболее известными работами, где серьезное вни­мание уделено экономическим вопросам, являются «Благохотящим царем правительница и землемерие», «Моления к царю», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о епископе Васи­лии», «Ермолай, во иноцех Еразм», «Правительнице».

Все его работы построены на христианском миропони­мании. Он выступал за провозглашение всеобщего равенства, основанного на милосердии и доброте и главной своей зада­чей ставил разработку такого механизма государства, кото­рый позволит, избегая социальных потрясений, добиться все­общего благоденствия.

Центральной сферой производства, по его мнению, явля­ется сельское хозяйство, которое обеспечивает всем необходимым. Им возвышен образ крестьянина, который всех кор­мит. Крестьяне рассматриваются им как основа государства. Если они сыты и довольны, то работают хорошо. От них зави­сит процветание государства. Между тем сами крестьяне живут хуже всех. Он выступал как ярый противник произвола бояр. Они должны действовать, только подчиняясь царю, а не так, как посчитают нужным и правильным.

Все его работы пронизаны идеей о поступательном развитии экономики, а в современной интерпрета­ции — ее эволюции. Государство должно всеми до­ступными ему мерами предотвращать недовольство людей, приводящее к бунтам. Они только вредят и не приносят ни­чего хорошего. Нужно построить государство таким образом, чтобы все были довольны, сыты.

Ермолай-Еразм сформировал экономическую систему ста­бильного государства. В нем царь решает все, он всему хозя­ин. Он несет полную ответственность за всех людей. Для того чтобы хорошо управлять своим государством, царь использу­ет дворян.

Ермолай-Еразм выступал против существующего рас­пределения собственности на землю. Собственность на землю, по его мнению, — главная основа государ­ства. Он считал, что не должно быть крупных собственников земли, так как это оказывает негативное влияние на резуль­таты ее использования. В его представлении основу государ­ства составляют мелкие собственники земли, так называемые мелкопоместные бояре. Они могут лучше использовать зем­лю и приносить больший доход государству.

Титулы, дворянские чины и соответствующие земли, по его мнению, должны даваться только за заслуги перед госу­дарством. Ермолай-Еразм выступал ярым противником по­томственного дворянства. Его место должно занять мелко­поместное дворянство, получившее свои чины и земли за особые заслуги перед государством.

Так же, как теологи Западной Европы, он осуждал все не­трудовые доходы, а именно проценты от ростовщичества. Получение денег с помощью денег он считал небогоугодным занятием.

Работы Ермолая-Еразма отразили эволюцию экономиче­ской мысли, а именно логический переход от феодализма к капитализму. Он достаточно точно отразил экономические процессы того времени. В его работах можно найти зачатки утопического социализма и коммунизма, однако у него они не приобретают такого ортодоксального характера. Идея социальной справедливости тесно связана с реальной эко­номической действительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: