Развитие экономической науки в Древней Руси происходило так же, как и во всем мире, в ответ на усложнение общественной жизни. Для Древней Руси XV—XVI вв. характерно большое влияние церкви, укрепление феодального строя. Большинство мыслителей того времени — это церковные служащие. Из них наиболее ярко выделяется Ермолай-Еразм (1510—1593), публицист, ученый, монах. За свою жизнь написал значительное количество работ, которые в большой степени носили религиозный характер. Наиболее известными работами, где серьезное внимание уделено экономическим вопросам, являются «Благохотящим царем правительница и землемерие», «Моления к царю», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о епископе Василии», «Ермолай, во иноцех Еразм», «Правительнице».
Все его работы построены на христианском миропонимании. Он выступал за провозглашение всеобщего равенства, основанного на милосердии и доброте и главной своей задачей ставил разработку такого механизма государства, который позволит, избегая социальных потрясений, добиться всеобщего благоденствия.
|
|
Центральной сферой производства, по его мнению, является сельское хозяйство, которое обеспечивает всем необходимым. Им возвышен образ крестьянина, который всех кормит. Крестьяне рассматриваются им как основа государства. Если они сыты и довольны, то работают хорошо. От них зависит процветание государства. Между тем сами крестьяне живут хуже всех. Он выступал как ярый противник произвола бояр. Они должны действовать, только подчиняясь царю, а не так, как посчитают нужным и правильным.
Все его работы пронизаны идеей о поступательном развитии экономики, а в современной интерпретации — ее эволюции. Государство должно всеми доступными ему мерами предотвращать недовольство людей, приводящее к бунтам. Они только вредят и не приносят ничего хорошего. Нужно построить государство таким образом, чтобы все были довольны, сыты.
Ермолай-Еразм сформировал экономическую систему стабильного государства. В нем царь решает все, он всему хозяин. Он несет полную ответственность за всех людей. Для того чтобы хорошо управлять своим государством, царь использует дворян.
Ермолай-Еразм выступал против существующего распределения собственности на землю. Собственность на землю, по его мнению, — главная основа государства. Он считал, что не должно быть крупных собственников земли, так как это оказывает негативное влияние на результаты ее использования. В его представлении основу государства составляют мелкие собственники земли, так называемые мелкопоместные бояре. Они могут лучше использовать землю и приносить больший доход государству.
|
|
Титулы, дворянские чины и соответствующие земли, по его мнению, должны даваться только за заслуги перед государством. Ермолай-Еразм выступал ярым противником потомственного дворянства. Его место должно занять мелкопоместное дворянство, получившее свои чины и земли за особые заслуги перед государством.
Так же, как теологи Западной Европы, он осуждал все нетрудовые доходы, а именно проценты от ростовщичества. Получение денег с помощью денег он считал небогоугодным занятием.
Работы Ермолая-Еразма отразили эволюцию экономической мысли, а именно логический переход от феодализма к капитализму. Он достаточно точно отразил экономические процессы того времени. В его работах можно найти зачатки утопического социализма и коммунизма, однако у него они не приобретают такого ортодоксального характера. Идея социальной справедливости тесно связана с реальной экономической действительностью.