Бездействие по службе (ст. 315 УК)

Служебный подлог (ст. 314 УК)

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальная, законная деятельность государственного аппарата, конкретного предприятия, учреждения или организации.

Предметом данного преступления являются официальные документы, то есть письменные акты, выдаваемые органом государственной власти, предоставляющие права и освобождающие от обязанностей, удостоверяющие обстоятельства, имеющие юридическое значение.

Объективная сторона данного преступления может заключаться во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений либо во внесении в них таких исправлений, которые искажают их действительное содержание, либо в выдаче заведомо ложных или поддельных документов.

Оконченным преступление считается с момента совершения подлога официального документа, наступление каких-либо общественно опасных последствий не обязательно.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть должностное лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом.

Законодатель предусматривает ответственность должностных лиц за бездействие по службе в статье 315 УК РК, общественная опасность которых заключается в том, что неисполнение ими своих обязанностей нарушает нормальную деятельность учреждений, предприятий и организаций.

Объективную сторону данного преступления характеризуют следующие признаки:

-неисполнении должностным лицом своих служебных обязанностей из корыстной или иной личной заинтересованности;

-наступлении общественно опасных последствий;

-наличии причинной связи между этими последствиями и деянием виновного должностного лица.

Для ответственности за бездействие по службе нужно точно установить, какое конкретное действие по службе не выполнило должностное лицо, входило ли оно в круг его служебных обязанностей и имело ли должностное лицо фактическую возможность выполнить это действие. Если должностное лицо не выполнило требуемое по службе действие ввиду отсутствия объективной возможности его выполнять и избежать наступления указанных в законе последствий, то нет состава бездействия по службе. Невыполнение должностным лицом определенного действия или непринятие необходимых мер должны находиться в противоречии с установленными законами или другими нормативными актами, должностными обязанностями.

По конструкции рассматриваемый состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных в норме последствий: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Если предусмотренные последствия не являлись результатом невыполнения должностным лицом служебных обязанностей, то нет и состава бездействия по службе.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только должностное лицо, понятие которого дается в примечании к ст. 307 УК РК.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается только прямом умыслом. Должностное лицо, не выполняя служебные обязанности, которые оно должно было исполнить, осознает общественно опасный характер своего бездействия и предвидит наступление вреда в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Предвидя наступление общественно опасных последствий, виновное должностное лицо желает этого, руководствуясь мотивами корыстной или иной личной заинтересованности.

Часть вторая анализируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение деяния лицом, занимающим ответственную государственную должность.

Согласно примечанию к ст. 307 УК РК лицом, занимающим ответственную государственную должность, являются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РК, конституционными и иными законами РК для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие, согласно законодательству о государственной службе, политические должности государственных служащих.

Часть 3 анализируемой статьи в качестве особо квалифицирующего признака называет наступление тяжких последствий. Под тяжкими последствиями следует понимать дезорганизацию работы соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, причинение тяжкого вреда здоровью и тому подобное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: