Интернет и возможности его использования в образовательном процессе

Применение компьютера в деятельности учителя

Преимущество использования:

1. Компьютер значительно упрощает сбор и анализ информации. Это средство пользования ресурсами Интернет, систематизации и хранения учебной информации (в том числе создания электронных баз данных по всем разделам школьного курса ОБЖ), разработки ППС различного назначения, ЭУК И МПМК.

2. Оптимизация процесса обучения, воспитания и развития учащихся на уроках и внеурочное время.

ü Электронные дидактические материалы, созданные при помощи компьютера существенно облегчают создание обучающей и воспитывающей среды, призванной развивать возможности детей, вызывая у них активность, стимулируя и поднимая ее на более высокий уровень.

ü Мультимедиа выступления позволяют оптимизировать процесс взаимодействия учитель—ученик за счет наглядности выдаваемой информации. В ходе выступления учащийся или учитель демонстрирует на экране: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию); звуковые фрагменты.

ü Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т.д.). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие.

ü Возможность организации дистанционного обучения.

3. Возможность дистанционного общения (эл. почта), повышения методической компетентности (участие в интернет-конференциях).


Интернет (Internet) — это общемировая совокупность сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров.

Если рассматривать сеть Интернет на нижнем уровне, то она позволяет пересылать пакеты данных с одного подключенного к Интернету компьютера на любой другой, независимо от того, соединены ли они между собой или нет (как это чаще всего и бывает).

Электронная почта (e-mail/elektronic mail) — пересылка печатных материалов, графиков, деловых документов, фотографий, таблиц, газет и журналов с помощью электронных методов передачи и обработки информации для обмена корреспонденцией.

С ее помощью можно послать электронное письмо (текст или произвольный файл, преобразованный в текстовый вид) любому пользователю Интернета. Время доставки писем — обычно не более нескольких часов, а иногда и несколько минут.

Телеконференции — это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем. Каждый пользователь Интернета может подписаться на интересующие его телеконференции (всего их несколько десятков тысяч, и посвящены они самым разным темам). При этом пользователь будет получать все письма, посылаемые в соответствующие телеконференции, а может и сам высказывать свое мнение или ответить на чей-то вопрос.

Электронные конференции — это разновидность электронной доски объявлений, на которой читатели, заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения, могут читать сообщения, отправленные другим пользователям или отвечать на них.

Использовать электронные конференции можно для того, чтобы:

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы других;

- участвовать в дискуссии.

Многие конференции напоминают диспуты, в которых каждый имеет право:

- выступить и высказать свое мнение;

- читать сообщения, пришедшие на конференцию, как если бы вы читали газету или журнал;

- рассылать информационные сообщения, которые сразу же! попадают в поле зрения всех заинтересованных пользователей;

- пополнить свои знания.

Электронная доска объявлений — разновидность телеконференций — включает различную информацию, которая может заинтересовать абонентов сети. Электронная доска объявлений действует постоянно.

Серверы новостей — они рассылают новости по тем или иным темам в виде электронных писем.

Службы поиска позволяют найти нужный документ. Поиск может вестись по ключевым словам и другим характеристикам документа. Задать запрос службе поиска можно в диалоговом режиме или послав ей специально оформленное электронное письмо.

Первоначально сеть Интернет использовалась в основном в научной (прежде всего в университетской) среде, главным образом для электронной почты. Даже в программистской среде она была распространена не везде. Но в 1993— 1994 годах ситуация в корне переменилась. К Интернету стал подключаться самый массовый пользователь, и количество пользователей Интернета стало лавинообразно увеличиваться — в несколько раз за год. Причиной этого стало появление (в 1991 г.) и широкое внедрение в сети Интернет новой службы (или подсистемы) — World Wide Web, в буквальном переводе — всемирной паутины (сокращенно ее называют WWW или Web).

WWW (World Wide Web, всемирная паутина — содержащаяся в Интернете всемирная распределенная база гипертекстовых документов, сервер информационного поиска. Каждый компьютер, имеющий постоянное (не коммутируемое) подключение к Интернету, можно использовать в качестве Web-сервера (или даже нескольких Web-серверов). Любой пользователь, имеющий диалоговое (онлайновое) соединение в Интернете, может соединиться с любым Web-сервером с помощью программы просмотра WWW (Web-браузера). Для и ого необходимо указать только электронный адрес Web-сервера.

Web-документы хранятся в файлах. Создаются эти файлы с помощью одних программ, а просматриваются с помощью программ просмотра (просматривать по-английски — to browse, соответствующее существительное — browser, по-русски произносится «браузер»).

Браузер — программа, служащая для просмотра Web-документов, т. е. обеспечивающая переход на другой объект в соответствии с гиперссылкой. Браузер (browser) — специализированная компьютерная программа для навигации в Интернете и просмотра веб страниц. Наиболее популярные — Microsoft Internet Explorer, Netscape Communicator и Opera. Обычно в комплекте с веб-браузерами поставляются почтовые программы, средства работы с серверами новостей и средства общения в реальном времени (пакет программ).

Выделяют следующие формы деятельности пользователя в Интернете: познавательную, игровую и коммуникативную.

Познавательная деятельность обеспечивается WWW (Word Wide Web). WWW состоит из «страниц» или сайтов, которые могут содержать текст, графику, музыку, анимацию — по выбору создателя сайта. Информация, помещенная на «странице», содержит информацию о владельце сайта, будь то отдельный человек или нучно-исследовательский институт.

Познавательная деятельность в WWW может осуществляться в форме направленного поиска информации с помощью поисковых машин по ключевым словам или в форме переходов по гипертекстовым ссылкам от одной странички к другой. Существуют также программы, которые обеспечивают попадание на любую станицу Интернета случайным образом.

Коммуникативная деятельность в Интернете очень разнообразна и в отдельных своих проявлениях сливается с игровой. В Интернете выделяются две основные формы коммуникации: синхронная и асинхронная. В синхронной коммуникации обмен сообщениями между пользователями происходит в режиме реального времени. В асинхронной коммуникации между отправкой послания и ответом на него может пройти значительное время. Видами синхронной коммуникации в Интернете являются чаты. Чат — это место, где пользователи, одновременно находящиеся в нем, могут общаться друг с другом, набирая послания на клавиатуре. В чате, как правило, нет темы разговора; пользователи, зашедшие туда, приходят для общения ради самого общения.

Виды синхронной коммуникации — это телеконференции и электронная почта. Телеконференция отличается от чата невозможностью обмена сообщениями в режиме реального времени, а также существованием предмета обсуждения. Но есть и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web-чат и он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей.

Какую роль играют компьютерные телекоммуникации в обучении школьников? Участие в школьных телекоммуникационных проектах позволяет не только пополнить знания, расширить круг интересов, приобрести новых друзей, но и раздвинуть границы своего микроколлектива, кроме того, дает шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности. Наконец, немаловажный фактор — гуманитарное, языковое развитие ребят.

Компьютерная телекоммуникационная электронная почта, конференции и другие информационные технологии позволяют:

- организовать совместные исследовательские работы учащихся и учителей;

- оказать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых;

- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим вопросам;

- формировать у партнеров коммуникационные навыки, культуру общения;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

Таким образом, интернет предоставляет учителям огромные возможности для внеклассной деятельности школьников: участие в тестировании, викторинах, олимпиадах, конкурсах, чатах, видеоконференциях, форумах, семинарах.

Использование новых информационных технологий в образовании становится неотъемлемой частью учебного процесса во всем мире. Однако многие исследователи в области использования Интернета в образовании склонны отмечать как положительные, так и отрицательные аспекты компьютеризации образования вообще и применения обучающих компьютерных средств в рамках традиционного образования в частности.

Основные доводы сторонников ограничения использования компьютеров в учебном процессе, таковы:

- никакая техника, никакие компьютеры не могут заменить живого слова преподавателя;

- существует многовековой опыт передачи знаний из уст в уста, который ни в коем случае не стоит нарушать;

- при обилии на экране текстовой информации устают глаза; информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная;

- дважды и трижды прочитанный или прослушанный материал, выраженный одними и теми же словами, все равно может быть неусвоенным;

- строго формализованная схема решения задач, инициатива не приветствуется машиной, нет простора полету мысли;

- компьютеры отучают человека думать, мыслить логически, производить в уме элементарные математические вычисления; угнетается творческий потенциал личности;

- техника подавляет человеческий дух, «спрессовывает» время и пространство;

- техника рождает монстров, люди становятся похожими на роботов, рождается технологический человек — компьютерный, человек Тьюринга.

Таким образом, пользоваться Интернетом надо учиться. Преподаватель может научить подростков медиаобразовательным умениям работы с информацией, объяснить им различия между достоверной информацией и той, которая предлагается в надежде продать тот или иной продукт, предупредить их, что сведения, которые они могут получить через Сеть, не всегда будут надежными, научить отсекать абсурдную, нелогичную и противоречивую информацию по внешним признакам, совмещать работу в Сети с другими видами познавательной активности и т.д. В этом случае образовательный потенциал Сети может быть реализован и полученная информация будет направлена на повышение качества образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: