12.1 Сущность и содержание планирования, его цели и задачи
12.2 Принципы, методы и функции планирования
12.3 Виды внутрифирменного планирования
12.1 Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия.
Спланировать деятельность предприятия — это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.
На уровне предприятия планирование призвано обеспечить выпуск высококачественной продукции в необходимых количествах и номенклатуре на основе эффективного и рационального использования ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений.
|
|
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что недооценка планирования деятельности в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству предприятий. Поэтому грамотная экономическая политика состоит не в отрицании, а в использовании принципов планирования.
Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
· исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;
· обеспечение выпуска продукции более высокого качества;
· непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнейшей специализации и кооперирования;
· выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;
· применение наиболее экономичных технологий и оборудования;
· согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.
12.2 Принципы планирования – это исходные положения, основные правила формирования и обоснования плановых решений.
Основные принципы внутрифирменного планирования следующие: необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, системность, альтернативность, эффективность, контроль
Методы планирования представляют собой совокупность приемов, инструментов и средств изучения экономических процессов, разработки и обоснования планов. Это система способов реализации принципов планирования.
|
|
В процессе планирования деятельности организации используются следующие методы: экстраполяции, интерполяции, балансовый, нормативный, экономико-математические методы.
Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия.
В состав функций планирования можно включить следующие: уменьшение сложности, мотивация, прогнозирование, обеспечение безопасности, функция координации и интеграции, функция упорядочения, функция контроля.
12.3 С точки зрения обязательности плановых заданий – директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование представляет собой комплекс плановых заданий, подлежащих обязательному исполнению. Это механизм жесткого командно-административного воздействия на процесс принятия и доведения до объектов планирования плановых решений, а также контроль за своевременным их выполнением с применением мер административного воздействия к исполнителям.
Индикативное планирование - процесс научно обоснованной разработки и доведения до объектов планирования рекомендуемых показателей, нацеленных на осуществление экономической политики государства. Индикативные плановые задания не являются жесткими, обязательными к исполнению, а включают систему основных параметров (индикаторов) экономического и социального развития страны, которые носят направляющий характер и служат ориентиром для хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
В зависимости от времени реализации плана принято различать: долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование осуществляется на период более 3 лет и определяет долгосрочную стратегию развития субъектов хозяйствования, включая экономическую, природоохранную, социальную деятельность.
Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 3 лет. Основной целью среднесрочных планов является реализация задач долгосрочного планирования развития организации.
Краткосрочное планирование представляет собой дальнейшую детализацию среднесрочного плана по подразделениям и охватывает период до 1 года, включая полугодовые, квартальные, месячные, декадные, суточные планы.
По содержанию плановых решений внутрифирменное планирование может быть определено как стратегическое, бизнес-планирование, тактическое и оперативно-календарное.
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития фирмы. Его целью является создание такого потенциала, который обеспечит выживание фирмы в условиях динамично изменяющейся внешней среды.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения выработанных в процессе стратегического планирования или традиционных целей.
Оперативно-производственное планирование конкретизирует показатели тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы фирмы и ее подразделений.
Бизнес-планирование – это планирование развития предприятия на основе достижений научно-технического процесса, а также форма обоснования инновационных проектов и создания новых форм бизнеса. В бизнес-плане производится технико-экономическое обоснование проектов, раскрываются коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса. Без хорошо разработанного и обоснованного бизнес-плана практически невозможно вести переговоры с будущими инвесторами и кредиторами. Бизнес-планирование - это обоснование стратегии бизнеса на перспективу.
|
|
В зависимости от сферы применения выделяют планирование продаж, планирование производства, планирование труда и персонала, планирование расходов, финансовое планирование и др.