Силы в плунжерной гидравлической передаче рулевого
Принцип действия насоса переменной производительности
1. Насос радиально-поршневого типа.
Представлен на рис.38
Д-диск, насаженный на вал. Диск вращается двигателем. В диске Д имеются цилиндры;
П-поршень, ходит в цилиндре диска Д;
Ш-шарнир;
К-кольцо, вращающееся вместе с диском Д. Оно может смещаться по отношению к оси вращения 0.
Ось вращения 0 в пространстве неподвижна.
е-эксцентриситет;
ВП- верхняя полость;
НП- нижняя полость.
Поршень П с помощью шарнира Ш соединен с кольцом К. Ценр кольца К может быть смещен по отношению к центру 0 диска Д, на величину е.
При указанном направлении вращения жидкость засасывается поршнем П из верхней полости ВП и нагнетается в НП. Прорези ВП и НП соединяются с цилиндрами гидравлической рулевой машины. Для изменения направления передачи жидкости необходимо изменить знак е. Величина е определяет производительность.
2. Насос аксиально-поршневого типа.
Показан на рис.39
Л-люлька насоса;
Ш-шарнир;
Р-ротор насоса с поршнями;
П-поршень;
К-корпус;
НП-нагнетающая полость;
ВП-всасывающая полость.
Вид на дно корпуса сверху представлен на рис.40
В1-вырез для всасывания, В2-вырез для нагнетания.
Действующая сила давления в цилиндре Fц должна преодолевать результирующую силу сопротивления Fс. Перечень сил:
Q(Т)= md/Rhd -основная сила, перпендикулярная к оси румпеля. (учитывается hd-верно, см. Завиша, стр.198, ф.207);
f2Q(Тfр) - сила трения, возникающая при скольжении круглого румпеля в муфте и направленная против движения муфты по румпелю; здесь fр - коэффициент трения;
G(N) - реакция опор (сальников цилиндров) отоносительно веса плунжеров, направлена вверх и указана на чертеже точкой;
fсвG(Nfс) - сила трения плунжеров в сальниках цилиндров, определяемая реакцией опор относительно веса плунжеров, направлена против движения плунжеров;
N(Р) - реакция со стороны упорного бруса относительно составляющей Тх силы Т, обеспечивает упор и предотвращает возможность прогиба линии плунжеров;
f1N(Рfп) - сила трения, возникающая при движении ползуна по упорному брусу;
f3Q - трением в подшипниках рамы пренебрегаем;
Т(В) - сила трения в сальниках цилиндров, обусловленная упругостью набивки и степенью ее сжатия в зависимости от действующих давлений. При больших гидравлических давлениях применяются самоуплотняющиеся набивки, которые повышают степень уплотнения сальника с ростом давления;
Рi(Fц) - действующая сила давления в цилиндрах, компенсирующая полную силу сопротивления Fс и обеспечивающая перекладку руля.
Для определения силы давления прессов в цилиндрах Fц составляются уравнения всех перечисленных выше сил относительно осей координат х и у.
Уравнение равновесия сил относительно оси х:
,
откуда
;
относительно оси у:
.
После подстановки Р во второе уравнение получаем:
. (2.57)
(Это выражение сходится с формулой 229, Завиша, стр.243).
В большинстве случаев металлические трущиеся сочленения выполняются из пары сталь-бронза, т.е. значения коэффициентов трения равны:
Кроме того, величиной f2=0.006¸0.01 можно пренебречь.
Тогда
.
Коэффициент трения набивки сальника:
для мягких набивок fс=0.2;
для кожаных fс=(0.07¸0.13).
Сила трения В определяется на основании экспериментально выведенной формулы инженера В.А. Михеева:
,
где pДhн - поверхность трения плунжера о набивку;
Д - диаметр плунжера;
hн - высота набивки;
р - давление.
Опытный коэффициент 0.15 определяет учитываемую часть высоты набивки, т.к. степень нажатия набивки на поверхность плунжера вдоль всего сальника неодинакова из-за эластичности набивки. Высота набивки hн зависит от диаметра плунжера Д. Чем больше Д, тем труднее обеспечить необходимое уплотнение сальника и высота набивки hн увеличивается. Существуют рекомендованные соотношения этих величин в зависимости от вида и исполнения набивки.
Учитывая, что ,
где Z - число пар цилиндров;
- рабочее плечо румпеля;
hd»0.9 - КПД баллера,
Получаем:
. (2.58)