Контрольные вопросы
Рекомендации к самостоятельной работе
Указанная тема неплохо отражена в большинстве изданных к настоящему времени в нашей стране учебников по политологии, в частности, в «Основах политологии» Д.П. Зеркина, в «Политологии» под ред. Д.С. Клементьева, «Политология» Р. Т. Мухаева, и некоторых других. Содержание концепций «политическая культура», «политический процесс» и «политический конфликт» в значительной мере зависит от мировоззренческих позиций и идеологических ориентаций, поэтому для более глубокого проникновения в суть проблемы необходимо обратиться к специальным публикациям по некоторым вопросам сравнительной и прикладной политологии. Изучение данной темы предполагает уяснение таких ключевых категорий, как «гомогенный» и фрагментированный» типы культуры (по форме), а также традиционный, «парокиальный», либерально-индивидуалистический и др. (по содержанию), вертикальный и горизонтальный, западный и незападный типы политического процесса, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, этнополитический конфликт, национальное самосознание, национализм, шовинизм.
|
|
1. Как связана политическая культура общества с его общей культурой? Какова роль здесь традиции, в частности, религиозной традиции? Не являются ли проекты, направленные на перестройку политической культуры социума разрушительными с точки зрения уникальной духовной культуры этноса?
2. Составляет ли главное содержание современного политико-культурного процесса переход от традиционных к модернистским типам политической культуры? Известны ли вам обратные процессы? Какова роль религиозного и, культурного фундаментализма в современной истории?
3. Сопоставьте роль материальных и моральных факторов (поощрения либо наказания) в процессе политической социализации молодежи. Насколько конструктивна идея Эрнесто Че Гевары о пагубности системы материальных поощрений в идеократическом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Является ли, с Вашей точки зрения, теория политической модернизации проявлением этноцентризма (или, более точно, евроцентризма)? Почему? Каковы, с Вашей точки зрения, издержки процесса политической и культурной модернизации?
5. Охарактеризуйте опыт социализма в СССР и других странах в сфере культурного строительства. В чем успехи и провалы этой «культурной революции»?
6. Можете ли вы вычленить основные субкультуры, на которые распадается политическая культура российского общества? Какими признаками они характеризуются?
7. Какова сущность конфликта? Какие типы и виды конфликтов Вы знаете? В чем специфика политического конфликта?
|
|
8. Можно ли избежать конфликт? Каковы его источники, объекты? Какие силы общества могут входить в состав участников политического конфликта?
9. Назовите известные Вам ступени вызревания конфликта (стадии его развития).
10. Подумайте над характеристикой политических конфликтов в России: их причины, способы разрешения в современных условиях.
11. Есть ли способы ослабления конфликта? Если «да», то какие? Что такое компромисс и консенсус? Приведите примеры из практики политической жизни нашей страны.
12. В чем причины, специфика и сложность межнациональных, межэтнических конфликтов? Назовите конфликтогенные факторы в межнациональных отношениях.
Лекция № 13. ВЛАСТЬ И ЕЕ НОСИТЕЛИ
Основой политики является власть, она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общенациональных, групповых и частных интересов. По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение общественных связей. Социальная функция власти – обеспечение целостности общества и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми.