Финансовый рынок — это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы

Понятие и виды финансовых рынков

Цель финансового рынка — обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах.

Эффективность подразумевает, во-первых, минимально короткий срок, который проходят ресурсы от момента их выставления на продажу до момента покупки и использования в хозяйственном обороте; во-вторых, минимальный разрыв в цене, по которой продает ресурсы их первичный владелец, и цене, по которой их покупает их конечный потребитель.

Продавцы и потребители финансовых ресурсов делятся на три группы: хозяйствующие субъекты предприятия и организации, физические лица и государство.

Купля-продажа финансовых ресурсов может осуществляться двумя путями: непосредственно от первичного владельца их конечному потребителю, минуя финансовых посредников, и через финансовых посредников. В качестве финансовых посредников выступают: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, лизинговые компании, факторинговые компании, компании, осуществляющие доверительное управление денежными средствами.

Классификация финансовых рынков:

1. По признаку мобилизации средств финансовые рынки делятся на:

- рынки займов и кредитов,

- рынки ценных бумаг и рынки деривативов,

- рынки лизинговых и факторинговых услуг,

- рынки доверительных операций, в части своего денежного компонента, - страховые рынки.

2. По месту нахождения источников средств финансовых рынков они делятся на две группы:

• внутренние, или национальные, рынки, основная ресурсная база которых основывается на национальных источниках; ресурсы других стран могут привлекаться, но имеют незначительный удельный вес;

• мировые рынки, ресурсы которых складываются за счет средств резидентов различных государств.

3. По уровню развития финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся (достаточно часто развивающиеся рынки называют создающимися или формирующимися). Термин развивающийся был введен Международной финансовой корпорацией в середине 80-х годов.

Для развитых финансовых рынков характерно следующее.

1. Высокая стабильность.

2. Развитая инфраструктура, которая в обязательном порядке включает систему гарантирования, страхования и защиты прав инвесторов; систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансового риска; систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка; биржевую систему, создающую новые рыночные коммуникации, стимулирующую развитие конкуренции.

В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают интересы вкладчиков.

Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные являются их разновидностями):

• американская - предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет взносов банков и государственных средств;

• германская — управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Старейшая система — американская. Она начала действовать и 1934 г., когда была образована Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), ориентированная на защиту вкладчиков коммерческих банков. Одновременно была создана структура по страхованию вкладов в сберегательных учреждениях (объединена с ФКСД и 1989 г.). Страховым случаем является банкротство банка или его закрытие государственными контролирующими органами. Страхование охватывает вклады не только физических лиц, но и юридических (все виды предприятий). Если возникает недостаток сформированных счет взносов средств, он покрывается за счет федерального бюджета.

В Германии, Италии используется система добровольного страхования, при которой каждый банк самостоятельно решает вопросы о своем участии или неучастии в страховании. Однако законодательство требует, чтобы страховое покрытие по ряду видов деятельности существовало в обязательном порядке.

2. Характеристика финансового рынка РФ

По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов. В 1997 г. в РФ действовали уже 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн. неденоминированных руб., более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 г, стали активно создаваться НПФ, число которых приближалось к 300. Акционерами стали 40 млн. россиян.

Активно создавалась и нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.

Однако практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны как из-за их высокой стоимости, так и потому, что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.

После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций и снизилась доля государства. Благодаря снижению стоимости привлекаемых ресурсов они стали доступны большему числу предприятий. Однако, как и до кризиса, финансовый рынок остается в группе развивающихся (создающихся).

Одна из основных проблем финансового рынка РФ — недостаток ресурсной базы. Важная роль первичных продавцов финансовых ресурсов на рынках принадлежит коммерческим структурам, которые, осуществляя хозяйственную деятельность, накапливают полученную прибыль, амортизацию, создают различные резервные фонды. Однако коммерческие структуры РФ располагают ограниченным объемом временно свободных средств. Об этом говорит тот факт, что доля убыточных организаций в общем их числе составляет около 45%. То есть почти половина предприятий РФ не располагала таким важным источником финансирования своего развития, как прибыль, и в то же время несомненно нуждалась в средствах для проведения мероприятий по реконструкции в целях построения прибыльного бизнеса.

Средства населения. Согласно данным Госкомстата и ЦБ РФ, распределение сбережений россиян представлено следующими данными: наличная иностранная валюта 45% всех сбережений; вклады в рублях - 18%, наличные рубли - 17%, вклады в валюте —10%, ценные бумаги 10 %.

Приведенные цифры показывают, что как продавец финансовых ресурсов население РФ обладает колоссальным потенциалом. Однако этот потенциал остается до сих пор не использованным. Население боится размещать свои накопления в коммерческих банках и приобретать ценные бумаги. Привлечению средств населения на финансовый рынок должен помочь закон о страховании вкладов физических лиц, принятый в РФ.

Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Снижение объемов заемной деятельности Федерации и субъектов РФ привело к снижению стоимости привлекаемых ресурсов и расширению объема кредитования коммерческими банками реального сектора экономики. Одновременно профицитность федерального бюджета позволяет говорить о пополнении финансового рынка за счет его средств. В соответствии с законами о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ за счет государственных бюджетов ежегодно осуществляется поддержка предприятий тех или иных отраслей экономики. Такая поддержка может предоставляться по двум основным принципам:

• всем без исключения организациям, отвечающим определенному набору признаков;

• только на финансирование отдельных проектов или программ, выбранных на основе конкурса или специально проведенной экспертизы.

Предоставление средств из бюджета осуществляется на возвратной основе и безвозвратным выделением средств.

Несмотря на наметившиеся положительные сдвиги в области формирования ресурсной базы финансового рынка РФ его объемы остаются крайне недостаточными для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов, а эффективность — низкой.

О недостатке финансовых ресурсов в РФ свидетельствует и низкий уровень монетизации экономики, который измеряется коэффициентом монетизации (отношением денежной массы к ВВП). В РФ этот коэффициент составляет 16, в Польше 43, в Японии 123.

Ресурсы иностранных финансовых рынков. В условиях недостатка финансовых ресурсов исключительно большое значение имеет доступ российских заемщиков к иностранным финансовым рынкам. Первая на европейском финансовом рынке сделка по предоставлению синдицированного необеспеченного кредита российскому банку была заключена осенью 1995 г., когда консорциум западных банков из семи европейских государств предоставил Мосбизнесбанку кредит на «общие цели».

Кредиты предоставлялись и международными кредитными институтами, например Мировым банком или Европейским банком реконструкции и развития. Так, 3 ноября 1995 г. ЕБРР подписал соглашение с Международным Московским банком об открытии кредитной линии на 40 млн. долл. сроком на 7 лет.

Несколько позднее российские банки стали активно размещать на Западных рынках свои долговые ценные бумаги. Первые еврооблигации коммерческих банков разместил на международных финансовых рынках СБС-Агро. Бумаги были выпущены в начале июля 1997 г. на сумму 250 млн. долл.

После финансового кризиса 1998 г. в РФ доверие иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001—2002 гг. Другие были вынуждены признать себя банкротами.

Не получил достаточного развития в РФ и рынок корпоративных облигаций. Потенциал роста финансирования предприятий за счет выпуска облигаций по оценкам российских экспертов очень большой. Но до сих пор круг эмитентов ограничивается крупнейшими и крупными компаниями. В России только 3—5% инвестиционных проектов финансируется через механизм рынка облигаций, а в странах с развитой рыночной экономикой — 50—80%.

Большинство ценных бумаг в РФ отличаются исключительно низкой ликвидностью. На рынке акций 90% ликвидности по-прежнему приходится на десяток ценных бумаг. В то время как в РФ зарегистрировано около полумиллиона акционерных обществ, реально на рынке торгуются бумаги лишь нескольких десятков компаний.

Развитию финансового рынка препятствует и слабо развитая информационная база. В РФ до сих пор отсутствует система, обеспечивающая инвесторов и кредиторов надежной, постоянно пополняемой информацией о финансовом состоянии их потенциальных и реальных партнеров. Эту проблему в странах с развитой рыночной экономикой решают бюро кредитных историй. И хотя законодательная база подобной структуры в России пока отсутствует, ряд организаций (Торгово-промышленная палата РФ, Главный межрегиональный центр Госкомстата РФ и компания «Дан энд Брэдстрит» СНГ) приступили к его созданию.

Государственное регулирование финансового рынка. Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляют несколько структур.

1. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая:

• разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг;

• создает нормативно-правовую базу рынка ценных бумаг;

• создает системы регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка;

• осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства.

2. Инспекция негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ, которая:

• лицензирует НПФ;

• осуществляет контроль за финансовым состоянием НПФ;

• разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты и методические документы, регулирующие деятельность НПФ.

3. ЦБ РФ, который:

• устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций;

• осуществляет лицензирование кредитных организаций;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;

• осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

4. Департамент страхового надзора Минфина РФ, который:

• лицензирует страховую деятельность;

• осуществляет надзор за финансовым состоянием страховщиков;

• разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.

Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» содержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг закон рассматривает осуществление финансовыми организациями банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуг и финансового характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: