Стимулирование. Мотивация персонала.
Работник эффективен тогда, когда организация его полностью устраивает.
Стимулы: материальные (зарплата, премии, компенсации и др.), нематериальные (похвала и др.).
Есть 2 группы теорий: одна апеллирует к потребностям (анализирует потребности сотрудников, лежащие в основе поведения)
Содержательная теория:
1. Пирамида потребности Маслоу (физиологические, безопасность, социальные, самореализация, самосовершенствование). Маслоу не разрабатывал пирамиду, он рассматривал потребности, относя их к ребенку. В итоге оказалось, что эта теория хорошо ложится на организацию.
Каждая потребность — способ взаимодействия с подчиненным. Задача менеджера — понимать своего сотрудника.
2. Двухфакторная теория мотивации Гецберга. Он делит пирамиду Маслоу пополам: мотиваторы (побуждающие факторы мотивации) и гигиенические потребности
3. Теория ядерных факторов мотивации Олдхема/Хекмана.
Ядерные факторы мотивации — это возможность самостоятельной деятельности, право получать информацию. Человеку оказывают доверие. Это важно, чтобы человек чувствовал автономию => для этого нужно создавать специальную атмосферу.
|
|
4. Психоаналитическая теория З.Фрейда
Либидо (Эрос) и Танатос.
Эрос. При формировании рабочих групп сексуальный фактор усиливается. Группа не должна быть однородной по половому признаку.
5. Детонистическая теория (К.Юнг, Пигер)
удовольствие ожет быть стимулом. Есть определенный уровень удовольствия (если у человека очень много денег, он зажирается, деньги обесцениваются) => нужно дозировать, не «перекармливать», важны пропорции
6. Теория условного рефлекса (Павлов).
Новый сотрудник может чего-то не уметь, его не нужно ругать за это, обязательно должно быть право на ошибку. Чем больше давления, тем больше комплексов.
Процессуальная теория мотивации:
это теория в основе которой лежат попытки понять процесс принятия решения сотрудником и те оценки, которые он дает.
1. Теория ожидания (основана на бихевиоризме).
| |||||
|
| ||||
Х Х → мотивация
валентность 1 → 0
основана на том, что сотрудник ждет от задачи
2. теория справедливости Адамса (Джорша(?))
сотрудники в организации сравнивают себя с другими сотрудниками. Нужно применять ко всем сотрудникам одинаковые критерии.
Эти теории объясняют почему сотрудник ведет себя так или иначе в определенных ситуациях.
3. Комплексная процессуальная теория мотивации.
|
|
Сводит воедино ожидаемость и действительность
|
|
|
|
|
|
|
4. теория целей Эдуарда Локсли (?)
Ближайшая человеку цель определяет его поведение.