Рождение замысла проекта
Структура текстового описания проекта
/типовая структура, применяемая при составлении конкурсных проектов /
• Проблема, на решение которой направлен проект
• Цели проекта
• Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены (предоставлены) в рамках проекта и требования, предъявляемые к ним
• Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Порядок использования полученных результатов и круг лиц в интересах которых они должны использоваться.
• Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение
• Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением проекта (список лиц, непосредственно ответственных за реализацию программы)
• Смета расходов.
В основе проекта лежит общественная потребность.
Вначале проект выглядит как некое побуждение, смутное желание, стремление к переменам. Пока не очень понятные конкретные действия, которые предстоит выполнить.
Способ 1.Записать замысел так, как он возник, не «шлифуя» его.
|
|
Способ 2.Обсудить замысел с коллегами или с другими компетентными, заинтересованными людьми.
Способ 3.Записать на листе в любом порядке основные параметры нашего замысла. Затем пытаемся связать их между собой в единое целое. Обычно на это уходит несколько дней (и даже недель)
• Мозговая атака
• Деловая игра
• Метод фокальных объектов (активизация ассоциативных механизмов творческого мышления)
• ТРИЗ – теория решений изобретательских задач
• Метод создания сценариев и др.
Мозговая атака - это способ коллективной мыслительной работы, направленной на поиск нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Фиксируются все идеи, которые приходят в голову.
Правила:
1. Ограниченность во времени
2. Недопустимость критических высказываний.
Деловая игра - это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.
Например: Все участники распределяются по нескольким группам, представляющим интересы инвалидов, их семей, самих социальных работников, представителей органов власти и пр. В заданное время каждая из групп должна представить на конкурс свою идею проекта (или весь проект). Затем проект защищается, принимается (или отвергается), 3 проекта (идеи) - победители принимаются к реализации.
Метод фокальных объектов - это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов. Таким образом преодолевается инерция мышления и активизируется способность к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на создаваемый (проектный) объект.
|
|
ТРИЗ - «Размер—Время—Стоимость» жесткие ограничители проекта. 1. Оцениваются имеющиеся характеристики размеров, времени, стоимости объекта.2. Последовательно меняются эти характеристики, вплоть до использования явно абсурдных вариантов («время длительности конфликтной ситуации увеличивается до бесконечности» — «время длительности конфликтной ситуации уменьшается до нуля» и т.д.). 3. Новые характеристики соединяются с практическими параметрами решаемой задачи.
Метод контрольных вопросов предполагает работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи. Например, список А. Осборна из 9 вопросов.
Метод создания сценариев. Проект представляется в виде описания последовательного развития событий, предусмотренных проектом или тех, которые могут из него следовать, с увязкой по ресурсам. Например, сценарий мероприятия.