Цели и задачи фоторепортажа в газете и в иллюстрированном цветном издании

Способы создания иллюстраций

Для создания иллюстраций используется собственный персонал редакции, привлеченные специалисты, а также используется цитирование иллюстраций из других источников (книги, фотоальбомы, Интернет-сайты, сборники иллюстраций, другие СМИ). Таким образом, иллюстрация или создается специально под публикацию или подбирается (на платной или бесплатной основе) в доступных для редакции источниках.

Подбор готовых бесплатных иллюстраций неизбежен в условиях малобюджетных изданий, однако нельзя забывать, что при этом теряется эксклюзивность, оригинальность подачи журналистского материала. У читателя нередко создается впечатление, что он «это уже где-то видел». К тому же, пренебрежение особенностями национальной культуры, природы, социально-бытового уровня персонажей при подборе «чужих» иллюстраций снижает доверие к публикации. Читатель мгновенно «вычисляет», что фотография сделана «не у нас», а где-нибудь в Западной Европе или вообще, на другой стороне земного шара. Подобная иллюстрация ценности журналистскому материалу не добавляет. Исключение могут составлять художественные высококачественные эротические фотографии или фото популярных политиков, спортсменов, артистов. Последние в широком ассортименте предоставляют международные фотоагентства, однако, стоимость их способна охладить пыл любого редактора в нашей стране.

Нередко в редакции дизайнеру поручают создать коллаж из уже имеющихся фотоматериалов и рисунков различного происхождения. Но в «серьезных» изданиях такой способ создания иллюстраций практически не применяется ввиду того, что коллаж по своей природе недокументален и, соответственно, доверия у читателя не вызывает. При этом, несомненным правом на жизнь обладает коллаж в жанре политической карикатуры.

Последний способ – плагиат – не рассматриваем ввиду его неприглядности с точки зрения морали и права.

Фотография на газетной или журнальной полосе может иметь совершенно различный характер. Например: новостной, документальный, исторический, рекламный, информационный (протокольный, по сути), оформительский (как элемент дизайна). Приемлемы, особенно для цветных журналов с высококачественной полиграфией, любые жанры фотографии: портрет, репортаж, пейзаж, натюрморт, фотоколлаж, фешен (мода), ню, научная и специальная фотография (аэрофотосъемка, например, или подводная съемка).

Фоторепортаж – один из основных жанров в фотожурналистике. В казахстанских печатных СМИ он носит, как правило, вспомогательный характер по отношению к репортажу пишущего журналиста, но при этом может иметь самостоятельное смысловое и эмоциональное значение в публикации. Умение профессионально отснять фоторепортаж – первое требование к фотокорреспонденту общеполитической, деловой или информационно-развлекательной газеты.

Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах во второй половине XIX века. Их авторов называли "злободневными фотографами". Среди них самым известным был англичанин Роджер Фентон. Он прославился как светописец Крымской войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди, показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке.

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала "Всемирная иллюстрация", затем в иллюстрированных журналов "Стрекоза" и "Нива". Широко известным фоторепортером конца XIX - начала XX в. был Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.

Цели фоторепортажа: передать наглядно, документально/ достоверно, оперативно, динамично и эмоционально суть события, личностное отношение автора к происходящему так, чтобы у читателя появился «эффект присутствия». Читатель должен получить по возможности более достоверную информацию, почувствовать себя в гуще общественно-значимого события или явления, сформировать свое отношение к нему, определить свои дальнейшие действия в связи с произошедшим. Иными словами если журналист, это уши читателя, то фотокорреспондент (фотокор, фоторепортер, фотожурналист) – его глаза.

Задачи, стоящие перед фотожурналистом при съемке репортажа, весьма широки и противоречивы.

Главный фактор, определяющий характер работы фотокора при репортажной съемке – время. Актуальность, быстрота и мобильность – необходимые, но недостаточные признаки настоящего профессионального фоторепортажа.

Событие как правило скоротечно. Еще меньше времени остается у человека с фотоаппаратом на выбор главного объекта съемки, точки съемки, ракурса, освещения, желаемого оптического рисунка будущего изображения, композиционного решения снимка. При этом, он должен помнить, что событие невозможно повторить и творческий поиск допустим только в той степени, пока он не угрожает гарантии приемлемого качества конечного продукта. Иными словами, фотокор должен гарантированно создать серию фотографий высокого технического качества, содержание которых полностью отвечает целям конкретного репортажа. Из этой серии будет отобрана одна или несколько фотографий, наиболее полно отвечающих замыслу журналиста и редактора.

Есть определенные отличия в фоторепортаже (это касается и других жанров фотографии) для газеты и для журнала. Главное: для журнала, как правило, чтобы репортаж не потерял своей актуальности на момент выхода номера, требуется больший формат фотографий, тщательно выбранное освещение, весь фоторепортаж должен быть выдержан в едином колорите. Съемка для журнала, отвечающего международным потребительским требованиям, всегда выполняется на профессиональной аппаратуре. В журнале приемлемы общие планы на фотографиях, сложные свето-тональные решения.

В качестве резюме, отмечу, главное при создании репортажа – все узнать и суметь донести все это до ума и сердца читателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: