Государственный долг
Методы финансирования бюджетного дефицита
Государственные расходы, не имеющие под собой доходной базы, могут финансироваться за счет:
- эмиссии денег;
- займов в центральном банке;
- займов в частном секторе.
Первые два способа финансирования бюджетного дефицита носят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ – безинфляционный. Однако он порождает «эффект вытеснения»: увеличивая займы в частном секторе, правительство содействует повышению процентных ставок и последующему снижению частных инвестиций. Правительственные расходы, носящие, как правило, непроизводственный характер, «вытесняют«частные инвестиции в производство, что в последующем ведет к снижению темпов экономического роста.
Государственный долг – это сумма денежных средств, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков.
|
|
Государственные займы существенно отличаются от частных. Последние используются, как правило, в производственных целях, поэтому выплата процентов по ним производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.
С учетом сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний:
- внутренний долг – образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ) резидентами данной страны. Основными держателями ГЦБ (кредиторами государства) являются центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, фирмы, население.
- внешний долг – это задолженность государства иностранным компаниям, банкам, государственным учреждениям, а также международным экономическим организациям (МБРР – Международный банк развития и реконструкции, МВФ – Международный валютный фонд и др.). Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей.
Следствия накопления внутреннего долга:
- перераспределение доходов населения, все граждане страны как налогоплательщики оплачивают проценты по государственному долгу, хотя эти проценты служат доходом лишь кредиторов государства;
- долговое время перекладывается на будущие поколения; если рост государственного долга не сопровождается экономическим ростом, необходимость его погашения приведет к сокращению объема потребления будущих налогоплательщиков;
|
|
- выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами государственного бюджета, увеличивающими бюджетный дефицит и вынуждающими государство прибегать к новым займам для выплаты процентов по старым долгам, и т.д.;
- приводит к «эффекту вытеснения», т.е. увеличение предложения ГЦБ ведет к повышению процентных ставок, в результате чего снижаются частные инвестиции.
В результате накопления внешнего долга:
- страна вынуждена сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, чтобы рассчитаться с внешним долгом, поскольку внешний долг – это долг в иностранной валюте; выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни населения;
- если займы за границей делаются для преходящих потребительских целей, то происходит (как и в случае с внутренним долгом) перекладывание долгового бремени на потомков, так как погашение этого долга вместе с процентами будет представлять собой вычет из того, что произведут будущие поколения;
- условия предоставления и использования иностранных займов диктуют иностранные кредиторы. Эти условия могут не соответствовать интересам страны – должника.