Тема 2.1. Основы конституционного права Украины

Раздел 2. Основы конституционного права Украины

Раздел 1 Основы теории государства и права

Тема 1.1 Общие понятия о государстве и праве

1. Определение государства и его признаки. Форма государства.

2. Задачи и функции государства

3. Система органов государства (механизм)

4. Понятие права и его признаки

5. Функции права и его источники

В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:

1) народ; 2) территория; 3) публичная организационная власть; 4) система сбора финансовых средств (дань, налоги, сборы, разного рода повинности); 5) право – система общеобязательных правил поведения; 6) суверенитет.

Государство – это политическая организация общества, обладающая полномочиями по управлению территориально-организационным населением с целью выполнения общесоциальных дел.

Форма государства – это совокупность существенных способов организации и осуществления государственной власти.

Форма государства имеет общие признаки и включает 3 составные элемента:

1 Форма правления

2 Форма государственного устройства

3 Государственно-политический режим

Форма правления – это порядок организации, структура и взаимодействие высших органов государственной власти и степень участия народа в их формировании.

Различают 2 формы правления:

1 Монархия (Формы монархии: абсолютная, неограниченная (Саудовская Аравия), конституционная – власть монарха ограничена представительским органом.

2 Республика – верховная государственная власть осуществляется выборными органами.

Виды республиканской формы правления:

А) парламентская – главная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту (Италия, ФРГ)

Б) президентская республика – президент является главой государства и главой правительства (США, Бразилия, Аргентина)

В) смешанная форма – президентско-парламентская или полупрезидентская республика (Украина, Польша, Болгария, Франция, Португалия)

Форма государственного устройства – это национально-государственное или административно-территориальное деление государства и порядок взаимоотношений между этими частями. Виды форм государственного устройства: 1. Унитарное; 2. Федеративное государство. 3. Конфедерация.

Государственно-политический режим – это способы и виды осуществления государственной власти.

Виды режимов:

1 Демократический режим (власть народа) – это совокупность способов осуществления гос. власти на основе подчинения меньшинства большинству. Украина – демократический режим

2 Антидемократический режим – подавление основных прав и свобод человека, огосударствление общественной жизни, милитаризация общественной жизни.

Разновидности антидемократического режима: расистский; фашистский; тоталитарный; авторитарный.

Сущность и социальное назначение государства проявляется через его задачи и функции.

Задачи – это те жизненно-важные вопросы к разрешению которых стремится государство.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним задач.

Формы осуществления функций государства: правотворческая; правоисполнительная; правоохранительная.

Методы осуществления функций государства: убеждение; поощрение; принуждение.

Классификация функций государства:

1. Внутренние функции (борьба с преступностью, здравоохранение, социальная охрана правопорядка, охрана прав и свобод граждан)

2. Внешние функции (взаимовыгодное сотрудничество с др. государствами, культурное и научно-техническое сотрудничество, оборона страны, поддержание международного мира)

3. По времени действия:

а) постоянные (оборона, образование)

б) временные (связанные с природой: наводнения, землетрясения).

Механизм государства – это система всех государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом.

Из механизма государства выделяется понятие – государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Орган государства – это организованный государством или народом коллектив гос. служащих, который наделен властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1. Органы государства обладают государственным казенным имуществом, которое находится в их оперативном подчинении.

2. Финансовые средства, счет в банке, источник финансирования бюджета.

3. Необходимый объем властных полномочий.

4. Установленную организационную структуру и систему служебной подчиненности.

5. Издают правовые нормы и регулируют акты применения норм права.

Государственный орган состоит из гос. служащих, т.е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в гос. органе, согласно занимаемой должности и подчиненности по службе.

Конституционная система органов государства в Украине:

1. Органы государственной власти:

а) ВРУ б) ВРАРК

2. Глава государства – президент (см. ст.102)

3. Органы исполнительной власти:

- высшие – КМУ

- центральные – Министерства, ведомства т гос. комитеты

- местные органы исполнительной власти – областные и районные гос. администрации и администрация Киева и Севастополя см. ст.118)

4. Органы местного самоуправления (см. раздел 8 КУ)

5. Органы судебной сласти

6. Контрольно-надзорные органы: прокуратура, инспекции (санитарные, пожарные).

Ответить на вопрос: «Что такое право?» так же непросто, как и на вопросы: «Что такое истина?» или «Что такое человек?». Чтобы выйти на определение права, необходимо выяснить его сущность и социальное назначение, которые проявляются через следующие его признаки:

1.Общеобязательность. 2. Нормативность. 3. Формальная определенность. 4. Системность. 5. Связь с государством. 6. Регулятивность. 7. Выражение меры свободы и справедливости.

Исходя из приведенных выше признаков, можно дать следующее определение права:

П р а в о - это система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, регулирующих общественные отношения и выражающих меру свободы и справедливости.

Функции права – это основные направления воздействия права на сознание и поведение людей, характеризующие его роль и значение в жизни общества. Различают общесоциальные и специально-юридические функции права.

К общесоциальным функциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и информационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля.

Источник права – это исходящий от государства способ выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

1 правовой обычай

2 юридический (судебный/административный) прецедент – решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел.

3 Нормативно правовой акт – письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера.

4 Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязательные для них предписания

Тема 1.2. Общая характеристика права Украины

1. Система права Украины

2. Понятие, признаки и виды норм права. Структура нормы права

3. Нормативно-правовые акты, их виды

4. Правовые отношения

5. Правонарушения. Юридическая ответственность.Законность и правопорядок

Система права – это внутренняя структура действующего права, состоящая из отраслей, институтов и норм права.

Центральным звеном системы права является отрасль – крупная упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Каждая отрасль имеет свой набор принципов и общих положений, специфических средств и приемов правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это область общественных отношений, которую регулирует данная отрасль, это то, что подлежит регулированию. Например, отрасль гражданского права Украины регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц.

Метод правового регулирования – это приемы и способы воздействия права на общественные отношения, это то, как право влияет на них.

Чем более развитой является система права, тем больше отраслей включает она в себя. Наряду с базовыми (профилирующими) отраслями права Украины: конституционным, административным, гражданским, уголовным – формируются такие новые отрасли права, как налоговое, муниципальное, предпринимательское и др.

Отрасль права, в свою очередь, представляет собой подсистему, состоящую из институтов права.

Институт права – упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, отрасль гражданского права Украины включает такие институты, как институт права собственности, институт авторского права, институт обязательственного права, институт наследования и др.

Институт права состоит из норм права, которые являются первичными элементами, ячейками системы права.

Норма права – это формально определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством с целью регулирования общественных отношений, действие которого обеспечивается мерами государственного принуждения.

Признаки норм права:

1) общеобязательность.

2) формальная определенность.

3) связь с государством.

4) системность.

Виды норм права:

1) в зависимости от предмета правового регулирования различают конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые нормы и другие отраслевые нормы;

2) в зависимости от основных методов правового регулирования различают императивные нормы (содержащие властные предписания, не допускающие никаких отклонений) и диспозитивные нормы (их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношения). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы невозможно изменить частным соглашением сторон. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, предпринимательского права. Их предписания оставляют право выбора линии поведения;

3) в зависимости от характера правового предписания, содержащегося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обязанность адресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает воздержаться от указанного в норме действия;

4) в зависимости от времени действия различают постоянные и временные правовые нормы. Например, первые 14 разделов Конституции Украины содержат постоянные действующие нормы, а ХУ раздел Конституции – нормы временного действия;

5) в зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие нормы, различают общие и специальные правовые нормы. Например, Конституция Украины содержит общие нормы, относящиеся ко всем гражданам, а Закон Украины «О милиции» содержит специальные нормы, касающиеся только работников милиции;

6) в зависимости от действия в пространстве различают общие и локальные правовые нормы. Например, Конституция Украины распространяется на всю территорию страны (носит общий характер), а Конституция Автономной Республики Крым – только на один регион нашей страны (носит локальный характер) – территорию Крыма;

7) по функциональной направленности различают регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности лиц, а охранительные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей.

Структура нормы права

Норму права составляют следующие взаимосвязанные структурные части (элементы):

1) ГИПОТЕЗА – часть нормы права, которая указывает на условия (жизненные обстоятельства), при которых данная норма права вступает в действие;

2) ДИСПОЗИЦИЯ – часть нормы права, которая содержит указание на линию поведения при наступлении указанных в гипотезе обстоятельств;

3) САНКЦИЯ – часть нормы права, которая предусматривает негативные последствия в случае нарушения предписания, указанного в диспозиции.

Таким образом, все элементы нормы права логически вытекают одно из другого, образуя цельную упорядоченную систему. Ее можно представить в виде словосочетания «если – то – иначе». Если (гипотеза) существуют определенные обстоятельства, то (диспозиция) следует принять предписанную линию поведения, иначе наступят (санкция) указанные неблагоприятные последствия.

ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ – это общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями.

Структура правоотношения

Правоотношение является конструкцией, в которую входят следующие структурные элементы:

1) с у б ъ е к т ы - как минимум, два. Один из них является – управомоченным лицом (носителем права), другой – обязанным лицом (носителем обязанности);

2) о б ъ к т - реальное (материальное или нематериальное) благо, по поводу которого субъекты вступают в правоотношение;

3) с о д е р ж а н и е - субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения. Субъективное право – предусмотренная правом линия возможного поведения лица. Юридическая обязанность – предписанная правом линия должного поведения лица. В каждом правоотношении субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника.

Правонарушение – это противоправное, виновное, наносящее вред личности, обществу или государству деяние деликтоспособного лица..

В зависимости от степени опасности правонарушения и нанесенного им вреда правонарушения разделяют на преступления и проступки.

Преступления – наиболее опасные для общества правонарушения, посягающие на наиболее значимые социальные ценности (жизнь, здоровье индивида, собственность, безопасность государства, общественную безопасность и т.д.). Преступлениями являются только уголовные правонарушения.

Проступки – менее опасные правонарушения (нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка, невыполнение гражданско-правового договора и т.д.)

В зависимости от вида юридической ответственности в национальном праве Украины правонарушения подразделяются на:

- уголовные правонарушения (преступления);

- гражданско-правовые проступки (например, неисполнение договорного обязательства, нарушение авторского права);

-административные проступки (например, нарушение общественного порядка, правил торговли, нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжких последствий);

- дисциплинарные проступки (например, нарушение трудовой дисциплины).

Юридическая ответственность является следствием правонарушения.

Юридическая ответственность – это применение виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность – это правовое отношение между государством и правонарушителем, в силу которого государство имеет право предпринять по отношению к правонарушителю определенные меры воздействия, а правонарушитель обязан претерпеть установленные государством лишения личного и имущественного характера.

Признаки юридической ответственности:

- ее основанием является только правонарушение;

- она всегда связана с государственным принуждением;

- юридическая ответственность характеризуется лишениями для лица, совершившего правонарушение.

Цель юридической ответственности – формирование правомерного поведения не только лиц, совершивших правонарушение, но и всех иных членов общества.

Функции юридической ответственности:

1) охранительная – заключается в защите правопорядка;

2) правовосстановительная – заключается в восстановлении нарушенного права;

3) профилактическая – заключается в предупреждении совершения новых правонарушений;

4) воспитательная – формирует уважение к праву.

Виды юридической ответственности:

1. Уголовная. 2. Административная. 3. Гражданско-правовая. 4. Дисциплинарная.

Законность – это строгое и полное осущестление предписаний правовых законов всеми субъектами права. Другими словами законность можно определить как правовой режим, при котором деятельность всех государственных органов, юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с требованиями законодательстваю

С законностью неразрывно связано понятие правопорядка. Если законность представляет собой п р о ц е с с осуществления законов, то правопорядок - р е з у л ь т а т осуществления законности.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое вкладывается в условиях законности.

1. Понятие конституционного права Украины.

2. Характеристика конституционного строя в Украине.

3. Государственная символика Украины.

4. Гражданство Украины.

5. Права и свободы человека и гражданина.

6. Референдум

7. Избирательная система Украины.

КП как отрасль национального права представляет собой конституционно-правовые нормы и регулируемые или конституционно-правовые отношения, которые закрепляют основы общественного строя, политику, экономическую, политическую и социальную системы, внешнюю политику, правовое положение граждан, национально-государственное устройство, систему и принципы деятельности государственных органов, избирательную систему и отношения которые складываются в процессе организации и осуществления народом государственной власти.

Конституция Украины – основной закон государства и общества.

Конституция – это основополагающий учредительный юридический акт страны. В современном мире конституция официально или неофициально рассматривается как основной закон государства и общества. В частности, преамбула Конституции Украины определяет ее как Основной Закон нашей страны. Конституция Украины закрепляет основные устои жизни общества, конституционный статус личности, правовую основу государства, главные характеристики государственного строя.

Конст. Украины была принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. Она состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи.

2. Конституционный строй - это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституцией. Иначе говоря, конституционный строй – это воплощение в жизнь предписаний конституции.

Принципы конституционного строя закреплены в разделе 1 Конституции Украины. К принципам конституционного строя Украины относятся:

1) суверенность. 2) демократия. 3) Гуманизм. 4) социальность. 5) верховенство права. 6) плюрализм. 7) разделение властей. 8) республиканизм. 9) унитаризм. 10) разграничение государства и местного самоуправления.

Украинское государство защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность.

3. Государственные символы играют огромную роль в создании позитивного имиджа государства. Эстетический (музыкальный, художественный) образ государства способствует укреплению авторитета государственной власти в глазах подданных или граждан, сплочению народы вокруг власти. Кроме того, государственные символы – своего рода визитная карточка государства на международной арене.

Государственными символами являются флаг, герб и гимн.

Государственные символы Украины – это установленные Конституцией и законами Украины особые распознавательные знаки, в которых воплощен суверенитет, историческое прошлое и идейные ценности нашего государства.

Государственный Флаг – стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. Госуд. Флаг устанавливается на зданиях, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления, дипломатические и консульские представительства Украины за рубежом, на водных и воздушных судах, принадлежащих Украине.

Малый государственный Герб – Знак Княжеского Государства Владимира Великого. Его изображение размещается на печатях, денежных знаках, государственных ценных бумагах.

Большой государственный Герб – должен быть установлен специальным законом с учетом Малого Гос. Герба и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом на плече). Существует много проектов, учитывающих конституционные требования к Большому Государственному гербу Украины, но пока законодательно ни один из них не утвержден.

Государственный гимн Украины – национальный гимн на музыку Михаила Вербицкого со словами, утвержденными специальным законом. Такой закон тоже пока не принят Верховной Радой Украины и поэтому до принятия закона используются слова национального гимна, написанные Павлом Чубинским.

Столицей Украины – административно-политическим центром страны – является город Киев. Особый статус столицы нормативно закреплен Законом «О столице Украины – городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).

Уважение к государственным символам является конституционной обязанностью гражданина Украины. Неисполнение этой обязанности (надругательство над гос. символикой, незаконное использование государственной символики) влечет юридическую ответственность.

4. Гражданство Украины.

Закон Украины «О гражданстве» от 08.10.91. Вступил в силу 13.11.91. Изменен 18.01.01.

Гражданство Украины – это устойчивая правовая связь между физическим лицом и Украинским государством, находящая свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Принципы гражданства:

1) единое гражданство;

2) предотвращение без гражданства;

3) невозможность лишения гражданина Украины гражданства Украины;

4) признание права гражданина Украины на перемену гражданства;

5) невозможность автоматического приобретения гражданства Украины (заключение или расторжение брака не влияет на правовое состояние лица)

6) равенство перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

7) сохранение гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

Основания приобретения гражданства Украины:

1) по рождению

2) по территориальному происхождению

3) вследствие принятия в гражданство Украины

4) вследствие восстановления в гражданстве Украины

5) вследствие усыновления

6) вследствие установления над ребенком опеки либо попечительства

7) вследствие установления над недееспособным лицом опеки

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного либо обоих родителей ребенка

9) вследствие установления отцовства.

Основания прекращения украинского гражданства:

1) вследствие выхода из гражданства Украины

2) вследствие утраты гражданства

3) на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины.

5. Права и свобода человека и гражданина.

Права человека – это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению.

Эти права неотъемлемы (запрещается любое посягательство на эти права), неотчуждаемы (человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком).

Права гражданина – это права члена государственного организованного гражданского общества.

Понятия категорий «права», «свободы», «обязанности».

1) Право – этот термин используется, когда выбор поведения человека связан с пользованием конкретными социальными благами (Например: ст.53 – право на образование, ст.41 – право на собственность, ст.43 – право на труд)

2) Свобода – если речь идет о более высокой степени выбора поведения (Например: ст.34 –свобода мысли, слова, взглядов, убеждений)

3) Обязанность – это установленная государством и закрепленная конституцией мера поведения и ответственность за невыполнение этих требований (Например: ст.ст. 56,66,67,68)

Правовой статус личности – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных конституцией Украины.

Различают:

1. Природные права человека (Например, право на жизнь)

2. Приобретенные (Например, институт гражданства)

6. Референдум.

Референдум – это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей.

Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора.

Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» (3 июля 1991 г.(предусмотрены следующие виды референдумов:

1) всеукраинский референдум. 2) референдум Автономной Республики Крым. 3) местный референдум..

В зависимости от юридической силы принятого на референдуме решения различают императивный и консультативный референдумы. Решение, принятое императивным референдумом, имеет наивысшую юридическую силу и не требует утверждения какими-либо органами власти. Консультативный референдум проводится с целью выяснения точки зрения граждан по определенному вопросу.

Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назначает референдум по вопросу о внесении изменений в 1, 3, 13 разделы Конституции Украины, а также провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи в поддержку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из этих областей.

Референдум Автономной республики Крым назначает Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Местный референдум назначают сельские, поселковые, городские, районные, областные советы.

Референдум проводится в соответствии с принципами избирательного права Украины. Населению предлагается несколько (обычно – два) вариантов ответа на четко сформулированный вопрос (вопросы). Принятым считается решение, за которое проголосовало абсолютное большинство населения (50% + 1 голос), участвовавшего в референдуме.

7. Избирательная система Украины.

Избирательное право в объективном смысле – институт конституционного права Украины, регулирующий отношения, связанные с формированием представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Нормы избирательного права закреплены 3 разделом Конституции Украины, а также Законами Украины «О выборах народных депутатов Украины» (18 октября 2001 г.), «О выборах Президента Украины» (5 марта1999 г.), «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (14 января 1998 г.).

Избирательное право в субъективном смысле – право гражданина Украины избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право избирать называют активным, а право быть избранным – пассивным избирательным правом.

Выборы – это процесс формирования состава представительного органа или замещения должности путем голосования.

В Украине существуют следующие виды выборов:

1) выборы народных депутатов Украины;

2) выборы Президента Украины;

30 выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

40 выборы депутатов местных советов;

5) выборы сельских, поселковых и городских голов.

Избирательная система – это способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования.

В мире существует три вида избирательных систем:

1) мажоритарная система. 2) пропорциональная система. 3) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

В Украине установлена смешанная избирательная система. Одна половина состава Верховной Рады (225 народных депутатов Украины) избирается на основе мажоритарной системы относительно большинства, а вторая – на основе пропорциональной избирательной системы.

Тема 2.2. Конституционный принцип разделения государственной власти.

Система органов государственной власти в Украине.

1. Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины

2. Выборы народных депутатов

3. Президент Украины

4. Статус местного самоуправления

5. Судебная власть в Украине

6. Правоохранительные органы

1. Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины

Верховная Рада Украины – представительный орган (парламент), который является единственным органом законодательной власти в Украине.

Верховная Рада формируется посредством выборов. Конституционный состав Верховной Рады – 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава (300 депутатов).

Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой широкий круг полномочий в различных сферах управления. Важнейшими полномочиями Верховной Рады Украины являются:

1) в законодательной сфере – внесение изменений в Конституцию Украины, принятие законов, утверждение Государственного бюджета Украины;

2) во внешнеполитической сфере – объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров;

3) участие в формировании органов исполнительной власти. Верховная Рада дает согласие на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины и других высших должностных лиц;

4) участие в формировании органов судебной власти. Верховная Рада назначает треть состава Конституционного Суда Украины, избирает судей судов общей юрисдикции;

5) осуществление парламентского контроля за деятельностью Кабинета Министров. Верховная Рада может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров.

6) смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента)

2. Выборы народных депутатов.

Выборы народных депутатов Украины – это процесс формирования состава Верховной Рады Украины. Порядок выборов народных депутатов определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О выборах народных депутатов» от 18 октября 2001 г. Закон устанавливает следующие виды выборов народных депутатов Украины:

1) очередные выборы народных депутатов Украины – происходят в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий Верховной Рады;

2) внеочередные (досрочные) выборы – проводятся в случае досрочного прекращения полномочий Верховной Рады;

3) если выборы не состоялись или признаны недействительными, то назначаются повторные выборы;

4) промежуточные – производятся в случае выбытия депутата по одномандатному округу.

Требования к кандидату в народные депутаты Украины:

1) гражданство Украины и наличие права голоса на выборах;

2) постоянное проживание в Украине на протяжении последних пяти лет;

3) возраст не менее 21 года.

Препятствием к избранию народным депутатом является судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном порядке.

Выборы народных депутатов имеют следующие этапы (стадии избирательного процесса):

1) составление списков избирателей;

2) создание одномандатных округов;

3) создание избирательных комиссий;

4) выдвижение и регистрация кандидатов в народные депутаты;

5) проведение предвыборной агитации;

6) голосование;

7) определение результатов выборов;

8) регистрация избранных депутатов.

3. Президент Украины.

Порядок выборов Президента Украины определяется ст.103 Конституции Украины и Законом «О выборах Президента Украины» (5 марта 1999 г.)

Пост Президента – первый и главный в системе государственной службы Украины. Поэтому к кандидату в Президенты Украины, наряду с обычными (наличие гражданства, права голоса и отсутствие судимости) предъявляются особые требования:

1) Достижение 35 лет

2) проживание в Украине в течение 10 последних перед днем выборов лет

3) владение государственным языком

4) одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд

Президент Украины избирается гражданами на основе принципов прямого избирательного права сроком на 5 лет. Выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными (досрочными), повторными.

Правовой статус Президента определяется разделом 5 Конституции Украины. Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он – гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины не относится ни к одной из закрепленных Конституцией ветвей власти, что вполне согласуется с принципом разделения властей. Президент исполняет интегрирующую функцию, то есть обеспечивает баланс и взаимодействие между органами государственной власти.

Деятельность Президента Украины, не связанная с исполнением им своих полномочий, ограничивается. Он не вправе иметь иной представительский мандат, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью.

Полномочия Президента Украины затрагивают все ветви власти и функции государства, что объясняется его интегрирующей ролью в государственном аппарате (раздел 5 КУ)

4. Статус местного самоуправления.

Местное самоуправление – это одна из форм народовластия в Украине, сущность которой состоит в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. Местное самоуправление – разновидность политической, но не государственной власти. Оно признается и гарантируется Конституцией Украины, является одной из основ конституционного строя.

Местное самоуправление в Украине регулируется разделом 11 Конституции Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.), а также Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Верховной Радой Украины и вошедшей, таким образом, в состав национального законодательства.

Основой местного самоуправления в Украине является территориальная громада – коллектив жителей села, поселка или города.

Местное самоуправление осуществляется в следующих организационных формах:

1) непосредственно населением – путем референдумов, выборов,0 собраний и сходов жителей;

2) через выборные органы, которыми являются:

- сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы;

- выборные главы органов местного самоуправления – сельские, поселковые, городские головы (председатели исполнительных органов соответствующих советов);

- выборные районные и областные советы.

Депутаты выборных органов местного самоуправления избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года. На таких же условиях избираются сельские, поселковые и городские головы.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.

5. Судебная власть в Украине.

Судебная власть в Украине – разновидность и полноправная ветвь государственной власти. Судебные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

Правосудие – это особый вид государственной деятельности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и должностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчиняются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства, профессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалификационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти требования и ограничения призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не справе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и осуществляется в виде апелляционного и кассационного рассмотрения дела вышестоящим судом.

Принципы правосудия – это основные, руководящие начала отправления правосудия. Они закреплены Конституцией Украины:

1) законность. 2) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. 3) обеспечение доказанности вины. 4) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; 5) поддержание государственного обвинения в суде прокурором. 6) обеспечение обвиняемому права на защиту; 7) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. 8) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда; 9) обязательность решений суда. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению, как и решение любого другого органа государственной власти.

Судебная система Украины - совокупность всех взаимодействующих между собой судебных учреждений Украины.

Суд – орган государственной власти, который рассматривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный суд Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: