Президент Франции
Как уже отмечалось, во Франции существует бицефальная исполнительная власть, которую осуществляет Президент и Правительство. Президенту принадлежит главная позиция в системе органов государства. В соответствии со ст.5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению государственной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Представляет страну в международных отношениях.
Полномочия Президента подразделяются на личные, а также те, которые нуждаются в контрасигнатуре Премьер-министра или отдельных министров, ответственных за их реализацию.
Личные полномочия включают:
· роспуск Национального собрания по усмотрению Президента не чаще 1 раза в год;
· назначение Премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц;
· введение в стране чрезвычайного положения. По Конституции в этот период Президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. Парламент в период ЧП не может быть распущен Президентом, но он не может отменить акты Президента;
· передавать на референдум законопроекты без одобрения Парламента;
· председательствовать на заседании Правительства в форме Совета Министров;
· обладание регламентарной властью. Ордонансы Президента при этом равны законам;
· назначает 1/3 членов Конституционного совета и имеет право обращаться с запросами в этот орган;
· председательствует в Высшем совете магистратуры, актами Президента производится назначение и перемещение профессиональных судей;
· верховное командование Вооруженными Силами;
· помилование осужденных.
Президент имеет полномочия, которые требуют контрасигнатуры членов Правительства:
· подписание декретов и ордонансов, принятых Советом Министров;
· созыв парламента на чрезвычайную сессию;
· назначение дипломатических представителей, ряда гражданских и военных должностных лиц.
Президент Франции может быть привлечен к ответственности и смещен с должности формируемым Парламентом Высоким судом правосудия. После этого, бывший Президент предстает перед судом общей юрисдикции. Избирается Президент путем всеобщих равных, прямых выборов, тайным голосованием. С 2000 года срок полномочий уменьшен с 7 до 5 лет. Ограничений для переизбрания не устанавливается.
Французское Правительство выступает в двух формах:
· Совет министров, объединяющий всех членов Правительства под председательством Президента. Он собирается еженедельно и принимаемые здесь акты, подписываются Президентом.
· Кабинет Министров, который созывается Премьер-министром по специальному поручению Президента рассматривает под председательством Премьера только указанные Президентом вопросы. Заседания Кабинета проводятся достаточно редко. Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом. Существующий во Франции институт парламентской ответственности Правительства заставляет Президента назначать Правительство, опирающееся на поддержку парламентского большинства. В случае, если Национальное собрание отказывает Правительству в доверии или выносит резолюцию порицания, Премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. Глава государства может принять отставку Правительства и назначить нового Премьер-министра, либо принять решение о досрочном роспуске Национального собрания и назначении новых выборов.
Правительство как коллегиальный орган и его руководитель Премьер-министр обладают широкими полномочиями, которые осуществляются либо совместно с Президентом, либо Кабинетом министров, либо единолично Премьер-министром.
Правительство обладает широкой регламентарной властью, принимаемые им декреты – важный источник французского права. Акты, принимаемые Кабинетом министров, подписываются Премьером и обычно контрассигнуются министрами. Правительство поставляет в Парламент около 90% всех принимаемых законопроектов. Вносятся они Премьер-министром после обсуждения в Совете Министров и получения заключения в Государственном совете. Конституция Франции и специальные законодательные акты возлагают на Премьер-министра большой круг обязанностей и широкие полномочия. На него возложены исполнение законов, координация и контроль работы министров, обеспечение национальной обороны, назначение на военные и гражданские должности. Он обладает собственной регламентарной властью, правом обращаться в Конституционный совет, законодательной инициативой. По его предложениям собираются чрезвычайные сессии Парламента, а также продлеваются очередные сессии.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём заключаются особенности Конституции Франции 1958 года?
2. Почему Парламент Франции в части принятия обычных законов является Парламентом с ограниченными полномочиями?
3. Что означает бицефальная исполнительная власть во Франции?
4. Каков статус политических партий во Франции?
5. Назовите признаки рационализированного парламентаризма во Франции?
6. Охарактеризуйте конституционный контроль во Франции.