Основная форма закрепления государственной экологической политики – экологическое законодательство является самостоятельной отраслью права. Комплекс правовых норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей, называется экологическим правом.
Нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы, являются источниками экологического права. Это в первую очередь Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты, а также правовой обычай. Для расширения содержания экологических правовых норм и их толкования важное значение имеют судебные решения Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного судов РФ.
|
|
Объектами экологического права признаются естественныеэкологические системы либо их компоненты. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия подразделяют на следующие группы: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Особой охране подлежат: объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия; заповедники, заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России; континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; объекты, имеющие особое природоохранное значение; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Источниками информации в природоохранной сфере являются: экологический мониторинг; Государственные кадастры природных ресурсов; Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ – способ государственной регистрации этих веществ; Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за соответствующий год.
|
|
За нарушение экологического законодательства в соответствии с Законом об охране окружающей среды устанавливаются следующие виды юридической ответственности:
Административная за противоправное действие или бездействие, нарушение законодательства об охране окружающей среды – штраф, предупреждение, общественное порицание, изъятие орудия правонарушения, конфискация добытой продукции.
Уголовная – за нарушения, отличающиеся высокой степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями (штраф, исправительные работы сроком до 3 лет, ограничение свободы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 5 лет, до 12-20 лет)
Дисциплинарная – налагается на должностных лиц, руководителей предприятий, организаций, учреждений за невыполнение обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей среды (предупреждение, выговор, понижение в должности и окладе, увольнение).
Имущественная – лица, по вине которых предприятия понесли расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность.
Вопросы для самоконтроля