ВВЕДЕНИЕ.
КУРС ЛЕКЦИЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА»
«СОГЛАСОВАНО»
Зав.кафедрой ГиСН Апрелева В.А
Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
Но добыть истинное знание, пусть даже не полное, не окончательное, всегда нелегко.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, компьютеры, космические ракеты и искусственные спутники планет.
Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический и биологический эксперименты, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
|
|
Можно встретиться с мнением, что человек может правильно мыслить и не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне. Но человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки логики – один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, он учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Студентам логика поможет в процессе овладения ими многообразной информацией, с которой они встретятся при изучении различных наук и в практической деятельности. Потом, в ходе дальнейшего самообразования, логика поможет им отделять главное от второстепенного, критически воспринимать различные определения и классификации разнообразных понятий, подбирать формы доказательств своих истинных суждений и опровержения ложных.
Термин «логика» происходит от греческого слова «logoc», что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).
|
|
Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т.д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психологи исследуют мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.
С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Чтобы полнее выяснить значение логики как наука, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.