Проблема человека в философии. Человек является результатом длительных эволюционных процессов в животном мире, обществе и культуре

Человек является результатом длительных эволюционных процессов в животном мире, обществе и культуре.

Антропогенез -это процесс становления человека, превращения животного в человека.

Социогенез -это процесс становления общества.

Антропогенез и социогенез -это две стороны единого процесса: антропосоциогенеза.

Антропосоциогенез -это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития(в обществе)

Антропосоциогенезу сопутствовала культурная эволюция.

Культура(в шир. смысле слова)-это все, что создано человеком, преобразовано им в природе.

Главная функция культуры заключается в производстве, сохранении и воспроизведении опыта, знания человечества. На ранних этапах развития общества культура характеризуется взаимной переплетенностью всех сторон материальной и духовной жизни общества. В дальнейшем развитии общества происходит дифференциация форм культурной деятельности на материальное и духовное производство. В результате чего культура условно разграничивается на материальную и духовную.

Человек имеет двойную(бинарную) природу.

Человек -это бисоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями (логическая память, абстрактное мышление, т.е. мышление в образах и т.д.), а также способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид Homo sapiens.

Только человеку присуще сознание.

Сознание -это высшая, свойственная только людям, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание человека отличается от психики животных. Оно целостно отражает окружающую действительность в образах и понятиях, т.е. у человека осуществляется и чувственная, и логически абстрактное познание. У животных абстрактных знаний не существует. У человека активность сознания позволяет творчески преобразовывать мир в соответствии с сознательно поставленным целям. У животных психическое отражение обеспечивает лишь приспособление к внешним условиям. У человека осознанное отражение мира опирается на обобщенный опят познания действительности человечеством. Животные используют опыт только своей жизнедеятельности, имеющий ситуативный характер.

Человеческое сознание отражает мир в его сущностных связях и отношениях. Психика животных отражает действительность только для приспособления к окружающему миру и успешной борьбы за существование.

Только человеку свойственно самосознание.

Самосознание-это оценка человеком своих способностей, действий, поведения, интересов и т.д. Самосознание связано с рефлексией.

Рефлексия -это размышление личности о самом себе, самоанализ.

Самосознание и рефлексия связаны с самопознанием, которое начинается с отделения человеком себя от других вещей.

Существуют различные теории происхождения и сущности создания, однако серьезным научным обоснованием обладает лишь эволюционная теория происхождения сознания(на основании идеи данной теории также была сформирована трудовая теория происхождения сознания)

Появление сознания происходит на высоком уровне организации материи и связано с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внешней среде в процессе биологической эволюции у предков человека сформировались предпосылки перехода к труду: прямохождение, освобождении от передних конечностей, развитии психики

Становление человеческого сознания связано с переходом от присвоения готовых продуктов природы к труду, который начинается с использования предметов в качестве орудий деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание находит в нем собственное воплощение, создавая культуру как мир очеловеченной природы. Трудовые навыки расширяют кругозор чел-ка, совершенствуют его мозг, обуславливают переход к совместному труду, к общению. Язык, как знаковая символическая система становится важным фактором дальнейшего познания, средством передачи и хранения информации, основывая существование абстрактного и обобщенного мышления. Единство языка и мышления проявляется не только в их общем происхождении, но и в том, что язык представляет собой материальную форму мышления.
Важным условием становления человеческого сознания является формирование человека в обществе, т.е. в определенной системе социальных отношений. Человек, даже обладая мозгом, не способен к мыслительной деятельности, если его становление и развитие происходило вне рамок человеческой социально-культурной среды.

Сознание является свойством(функцией) высокой организованной материи- мозга, который сам является элементом целостной системы человеческого организма. Физиологические и психические процессы качественно различаются, т.к. физиологические процессы материальны, а психические процессы идеальны. Высшая нервная деятельность мозга является физиологической основой психического сознания чел-ка. Сознание не сводится ни к отражаемому, ни к физиологическому процессам, происходящим в мозгу. Сознание-это образ внешнего мира, идеального по свей природе. Идеальность сознания состоит в том, что составляющие его образы не содержат в себе каких-либо материальных свойств.
Сознание -это высший уровень психической активности чел-ка как социального существа, состоящий в обобщенном, целенаправленном отражении действительности в форме чувственных и интеллектуальных образов.

Функции сознания:

1. Мысленное моделирование действий и предвидение их последствий

2. Осмысление природной и социальной реальности

3. Выработка собственного отношения к определенной среде.

4. Самосознание

5. Разумное регулирование деятельности и поведения

Структура сознания включает в себя:

1. Знания, являющиеся способом (основой) существования сознания

2. Процесс осознания поступающей информации, т.е. ее включение в систему наличного знания

3. Акт внимания как средство концентрации сознания на определенном объекте

4. Память, которая содержит весь объем незадействованных знаний.

5. Переживания(чувственно-эмоциональная сфера-это определенное отношение к содержанию того, на чем фокусируется сознание.

6. Воля, раскрывающаяся в осознанных усилиях по достижению намеченной цели

Осмысление сознания предполагает определенное соотношение сознательного и бессознательного. Впервые системно проблему бессознательного стал изучать австрийский ученый Зигмунд Фрейд, который является основателем психоаналитического метода в психологии и психоаналитической философии, которую впоследствии называли фрейдизмом. Фрейд выделял в психике три уровня:

1. Бессознательный

2. Предсознательный (подсознательный)

3. Сознательный

В структуре личности Фрейд выделял три элемента

1. «Оно»

2. «Я»

3. «Сверх-Я»

«Оно» располагается в бессознательном слое и является основой активности чел-ка. В «Оно» существуют бессознательные врожденные инстинкты:

1. Либидо-инстинкт жизни

2. Мартидо-инстинкт разрушения и агрессии

Либидо и Мартидо находятся в противоречии между собой и определяют поведение чел-ка.

«Я» располагается в предсознательном и сознательном слое, что делает возможным самоанализ.

«Сверх-Я» формируется в процессе жизни человека и включает в себя нормы и правила, усвоенные чел-ком в обществе, в котором он существует.

«Оно», «Я», «Сверх-Я» находятся между собой в состоянии неустойчивого равновесия, что происходит из-за противоречий между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» при этом становится местом внутреннего конфликта. Таким образом, бессознательное по Фрейду имеет биологическую природу.

Свою концепцию бессознательного предложил Карл Юнг. По его мнению. бессознательное имеет символическую природу. В психике Юнг выделял три уровня:

1. Коллективное бессознательное

2. Индивидуальное бессознательное

3. Сознательное

Коллективное бессознательное состоит из архетипов.Архетип – это первичные образы как память поколений, которые лежат в основе мифологии, религии и определяют самосознание данного народа.

Следует различать понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность.

Человек – это живая система, представляющая собой единство природного и социального, физического и духовного наследственного и приобретенного.

Человек - это существо, обладающее морфо-физиологическими и психическими свойствами, присущими любому представителю данного рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: