П 20в
Гг 20в
Политическая ситуация: главная идея - кризисность политического существования, все, что происходило носило серьезный отпечаток кризиса, подводились итоги 1 МВ и нивелировались поражения, которыебыли причинены всем государствам и международному сообществу в целом.
Происходят первые неудачные попытки оформления международного сообщества.
1919г - создана Лига Наций, просуществовала до 1939г (Вторжение в Польшу). Она была организована странами - победительницами. Главную роль играли Франция, Великобритания и США. Со временм в состав Лиги стали включаться освободившиеся доминионы Англии, но они заранее шли, как второй эшелон (напр, Индия). отсюда ограниченность и однобокость международно- правовых решений, которые принимались в Лиге Наций.
С-п достижения в рамках Лиги наций
1- провозглашен курс на развитие международного права и развитие с-п исследований. В этом видели залог мира и сотрудничества. Европа снова пыталась вернуть себе мощь и показать, что все для нее
|
|
2был создан меэдународный институт по унификациичастного права, создана международная академия сравнительного правоведения, Международная ассоциация уголовного права, во всех крупнейших мировых вузах появились институты СП (Ель, Гарвард, Оксфорд, Кембридж...),появились международные с-п научные издания. Их главная цель - обеспечения европейского господства над миром. Европе надо понять, как снова стать безузсловным мировым господином.
Во всем этом не принимали участие немцы. Их не взяли в Лигу Наций. Кроме того, Германия, как проигравшая в 1МВ прекрасно понимала свою второстепенную роль в мировом состоянии. Поэтому немцы критиковали идею единого для всех права. Они говорили, что это миф и иллюзия. Главный критик вселенского права - Радбрух - говорил, что Вселенское право человечества, предложенное Солеем, это идеальный тип права (идеальный - существующий только в сознании). Это только критерий в сравнении, а нето, что есть на самом деле. Сможет ли идеальное право Солея стать реальным? - еще 130 лет назад Кант уже ответил, что должное на то и должное, что это недосягаемый идеал, как только оно реализцется - появится новое идеальное. Радбург говорил, что идеальное э то и есть должное, которое находится в антогонизме с настоящим. Следовательно, СП бесполезно для построения настоящего права. Надо перед СП ставить реальные задачи. Для совершенствования национального законодательсва оно подходит, а для постороения новых моделей правовго регулирования, иные,отличные от существующего - нет. СП это только метод.
2- с-п исследования вышли за пределы Европы. Началось сравнение с англо -саксонским правом, появились с-п исследования в дальневосточном регионе. активно компортивистикой стали заниматься японц. Яних появилось 9 компортивистских школ.
|
|
3- Мир делится на 2 лагеря: социалистический и капиталистический. Начинаются исследования, основанные на формационном критерии (исследуют социалистическое и капиталистическое право). Советский опыт восприниался ка котрицательный, как временный результат. Очень редко позитивно отзывалис о социалистическом праве.
4- сворачивание международного сотрудничества по всем направлениям. Миовой экономический кризис, становление тоталитарных режимов, приход к власти фашистов и рост национализма, политические перевороты в странах - наэтом фоне невозможно строить масштабное имногогранное сотрудничество, не до этого.
Тенденции науки СП
1 - изучение всего мирового правового пространства. Происходит исчезновение колониальной ситсемы, появляется максимально приближенная к современной политическая карта мира и в связи с массовым возникновением овых субъектов международного права, появляется остаря необходимость изучения их нац права. Поэтому становятся актуаьлнымиисследования в правовой сфере новы государств
2 -Акцент в компартивистике переносится наюридическую периферию
3- поисходят качественные изменения в исследовании. прежде всего, снова станоявтся актуальны теоретические исследования. после 2МВ общемировой климат был достаточо позитичным. Начались формироваться первые интеграционные европейские сообщества, появился ООН. СП опят ьстала считаться наукой
4- в орбиту сравнительного праоведения включаются все отрасли права, и впервые - публичные отрасли права. До сер 20в сравнение проводили в рамках ГП. Это было удобно, т.к. оно было кодифицировано, имело римские корни (была общая основа). В послевоенный период стали интерисоваться конституционным, уголовным и др правом.
5- изменилась методология исследований. Теперь, приоритет отдается функциональному и социологическому сравнению.
6- появляется теория правовых семей, правовые системы классифицируются всеми.
7- повляется критическая теория идеи правовой семьи (прямопротивоположная тенденция предыдущей). В Великобритании эту критику осуществлял Гаттеридж, во Франции- Рене Давид (автор идеиправовой семьи), в Италии - Аскарелли.
Давид разочаровался в своей конепции. он говорил, что поиск с-п формы притерпел неудачу, запуталситуацию. Давид настаивал,что невозможноклассифицироватьнац- прав системы. Каждая правовая система требует собственного подхода в изучении, поэтому наукинет, есть только с-п метод.
Давид говорил, что с-п метод - это метод, но не часный, аобщий, т.к. вывод, сделанный на основе этого метода, значим для всей наукив целом 9Бред, как егоприменить в физике,химии, географии)
Эта теория критикуется немцами:
Цвайгерд, в России критикаДавидазамалчивается,критикуется англичанами (Холл), французами (Ансель??)
Этапы:
1 Дореволюционный
2- послереволюционный (советский и соверменный этапы едины)
Есть черты, которые характерны для обоих этапов, т.е.традиционные политико - правовые черты:
а - мощная традиция государственности. Гос власть была преемственной и непрерывной, нетисторических периодов, когда Россия существовала в составе других государств.
б- авторитарная централььная власть. С демократией нам не везет,нагенетическом урове наш народ скорее склонен к модели поведения указание/подчинение.
в- жесткая связь права с политикой и идеологией. наверное, это стратегически правильный путь, т.к. нужна государсвтенная идея, которая объединяет
нацию. У нас готовой объединяющей идеологии, кроме религии нет, раньше был коммунизм. За неимением ничего, религия это очень не плохо. в стране всего 7% людей с высшим образованием, остальные 93% нужнохотя бы минимально ориентировать.
|
|
г - настороженное и враждебное отношение официальной власти к внешнему миру. Изолированность российского общества от внешнего мира. Сегодня, всего 3% Россиян выезжает за границу (конечно, это сильно занижено). Да иформирование российского мировоззрения построено натом, чтобы нам внешний мир был неинтересен, например, слишком мало в школе уделяется часов изучению истории средневековья, античности, так же учится иностранная география (зачем ехать во вфранцию, англию, если тебе неинтересна их история и культура?)
д- нединамичность и статичность нашей политической и правовой культуры. Ни одна реформа не прошла без контрреформ.
е- особености рецепции римского права в России. Рецепция шла по византийскому образцу. Именно византия была полной наследницей римской власти. Было несколько волн рецепции. ВоФранциипроцесс был непрерывнымили как в германии быстрым, за один век.
1этап - период христианизации 2п 10- 11в - этап реепции византийского православного права.
2 этап - петр 1 - принес голландское (старогерманское право) - эта рецепция проходила ситхийно, событийно. брали не системно отраслями и интитутами, а отдельными институтами
3 этап - Сперанский-брали современное греманское право. преподаватели на юр факе были немцы, естественно, они читали немецкое право. Первые диссертации по российскому праву - 40е гг 19в.Наверное, они мало отличались от немецких.
4 - 2 п 19 в - ГГУ
5 - 90е гг 20 в - брали у всех, большое влияние американского права.