Лекция № 11. Суть его в том, что оно возникает в силу создания произведения, а регистрация – это как раз формальность

Авторское право

Суть его в том, что оно возникает в силу создания произведения, а регистрация – это как раз формальность, которая бы препятствовала реализации авторских прав. Есть очень плохая особенность у авторского права – это его территориальный характер. Если произведение опубликовано в одном государстве – то оно не будет охраняться в другом государстве, это касается только имущественных прав автора, его права на вознаграждение, неимущественные права имеют экстерриториальный характер. До конца 19 века продолжалась та ситуация, когда заграницей публиковались произведения, а автору вознаграждения не выплачивалось. В частности – жертвой такой проблемы был Бальзак. Единственным способом преодоления территориального характера авторского права является заключение международных договоров. Благодаря международным договорам – авторские права, возникшие в одном государстве, признаются на территории всех государств - участников международного договора.

В лицензионном договоре нужно четко указывать в соответствии с какими международными договорами произведение охраняется.

В 1886 году – принимается Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Она учредила межгосударственную организацию – Бернский союз. Она урегулировала вопрос признания прав. Конвенция охраняет произведения авторов граждан государств – участников Бернского союза. То есть по критерию гражданства,по этому критерию охранялись,как опубликованные, так и не опубликованные произведения. Более того, опубликованные произведения охранялись независимо от места их первой публикации. Еще один критерий - Если произведение впервые опубликовано на территории частника бернского союза. – то есть критерий места первой публикации, при этом автор может не являться гражданином какого-либо государства участника Бернского союза. Следующий критерий – если произведение опубликовано в государстве, не входящим в Бернский союзе и в государстве,входящем в бернский союз, единовременной – если между первой и второй публикацией прошло не более 30-ти дней. Что считать моментом публикации? Может быть издании подписано в печать, но не отправлено в типографию, или отправлено в типографию,но еще не напечатано – в какой момент считать опубликованным? В этой ситуации, суд Великобритании применял в о внимание каталоги с содержанием журнала, которые отправлялись подписчикам и посмотрел,когда был отправлен первый каталог.

Бернская конвенция.

Ст.6 бис. – признала личные и неимущественные права авторов, это: прав авторства, право на имя,право на защиту произведения от искажений. В соглашении ТРИПС указано, что в правоотношениях между собой, государства члены ВТО не применяют ст. 6 бис. Бернской конвенции. Как понимать такую формулировку? Ее понимать можно двояко: можно понимать,что ТРИПС отменило действие ст.6 бис, а можно понимать, что ТРИПС – просто этот вопрос не регулирует и оставляет этот момент на регулирование Бернской конвенцией.

Но, факт остается фактом: в рамках ВТО личные неимущественные права авторов не признаются.

В Бернской конвенции есть перечень имущественных прав, признаваемых конвенцией: на распространение,на публичное чтение литературных произведений, на исполнение драматических и музыкально-драматических произведений, на переработку, на кинематографическую переделку. В РФ – последнего права нет – права на кинематографическую переделку, хотя та же киностудия с режиссером – заключают лицензионные договоры.

Права,предусмотренные конвенцией действуют следующим образом: конвенция предусматривает такую категории,как страна происхождения – это м.б. страна гражданства автора, страна, где произведение впервые опубликовано, для архитектурных произведений – там где они сооружены. Охрана в стране происхождения идет по национальному законодательству, для иностранных авторов при этом предусматривается национальный режим. Во всех других государствах авторы пользуются права, предоставленными конвенцией и субсидиарно национальным режимом.

Бернская конвенция многократно пересматривалась с 19 века – пополнялся перечень произведений, дополнялись правомочия автора, последняя редакция Парижской конвенции – это Парижский акт 1971 г. – он установил льготы для развивающихся государств. РФ участвует в Бернской конвенции с 1996 года и до присоединения к конвенции в целом законодательство было приведено соответствие с конвенцией. Но, здесь возникла одна проблема, которая нашла разрешение в судебной практике. РФ при присоединении к конвенции сделала заявление, что РФ не будет охранять произведения, которые на территории РФ перешли в общественное достояние, а проблема была в том, что с 1996 года до 2003 года – в законодательстве РФ было двойственное понятие общественного достояния, с одной стороны – это произведения, сроки охраны по которым истекли, с другой – произведения, которые никогда не охранялись в РФ. В бернской конвенции - сказано только об истечении срока охраны.

В судебной практике этот вопрос разрешен – по иску издательства АСТ к книжному клубу Терра по поводу наследия Ремарка.

Срок охраны по Бернской конвенции составляет всю жизнь автора и 50 лет после его смерти. У нас в законодательстве - 70 лет, это конвенции не противоречит, так как конвенция установила минимальный срок охраны. Бернская конвенция установила высокий уровень прав авторов – выражающийся в длительном сроке охраны. В сер. 20 века многие государства не стали присоединяться к бернской конвенции,в основном эта конвенция касалась США, так как США имел самый крупный книготорговый рынок – с одной стороны они были заинтересованы в международном договоре, но с другой – не хотели подчиняться режиму конвенции. В 1952 г. в рамках ЮНЕСКО принимается всемирная конвенция об авторском праве. Она также содержит общее правило о признании авторских права – авторское право признавалось за всеми государствами участниками конвенции, признавалось на произведениями,впервые опубликованными на территории государства – участника, то есть признание авторских прав было весьма сходно с бернской конвенцией.

Бернская конвенция в гораздо большей степени исходит из национального режима, она не содержала круга прав, признаваемых конвенцией. В конвенции было урегулировано только право на перевод – весьма своеобразным образом – автор в течение семи лет имеет право на перевод своего произведения, если в какой-то стране он е перевел свое произведение и не разрешил перевод, то любое лицо могло получить лицензию у компетентного органа и перевести и выпустить переведенное произведение.

Всемирная конвенция ввела знак копирайта. Первая публикация – дается по первому опубликования в одном из государств – участников конвенции – а не по дате опубликования в конкретном государстве.

Копирайт носит в РФ чисто информативное значение, конвенция же стремилась проставлением копирайта заменить все формальности в отношении произведения в тех государствах,где они существовали, такие как депонирование произведений, их регистрацию. У нас в части четвертой ГК есть знак конвенционной охраны – нужна ли эта статья? Конвенция все равно действует, она не предусматривала необходимость введения знака в национальном законе. Здесь мысль такая - ведь в РФ публикуются и государства, которые в конвенции не участвуют – правомерно ли в их отношении проставление копирайта? Где логика?

С появлением технологии информационных коммуникаций возникла потребность в охране новых объектов. В 1996 году,принимается договор ВОИС об авторском праве. Он предусмотрел,что компьютерные программы охраняются, как литературные произведения,в смысле бернской конвенции – этот договор стал специальным соглашением к Бернской конвенции,которое расширило круг охраняемых по конвенции объектов. Базы данных охраняются, как сборники. Было введено новое правомочие автора - это так называемое право на публичный доступ, которое в договоре было сформулировано достаточно сложно. Говорится,что автор имеет право запрещать или разрешать передачу произведения проводными или беспроводными средствами так, чтобы пользователями получали доступ к произведению в индивидуально избранном ими месте и времени. То есть – само помещение произведения в интернет требует согласия автора. Этот договор не предусматривает исключения для личного пользования. Договор ВОИС предусмотрел обязанность государств принять меры против обхода технических средств защиты, применяемых авторами. У нас в ГК есть статья 1299 ГК РФ - там есть понятие технических средств защиты, которое заслуживает внимания. И заслуживает внимания тот момент, как мы имплементировали. В судебной практике это статья применяется редко. И все споры,которые есть по применению этой статьи – они касаются либо ЗАО 1С,либо Майкрософт. Арбитражная практика такова, что никто не будет устанавливать,что кто-то пришел с контрафактом – некий программист и установил контрафакт – то есть конкретный исполнитель заказа не устанавливается и не они наказываются, наказывается применяющее контрафакт юр. лицо.

Майкрософт,к примеру, - сначала рассылают письма с уведомлением о том, что вы используете не лицензионный ворд или иную программа и просят заключить лицензионный договора. Если это не срабатывает – применяются оперативные меры – изымаются компьютеры и проводится экспертиза на предмет лицензионности/ не лицензионности используемых программ – потом Майкрософт истребует для защиты в суде материалы уголовного дела.

Договор защищает доступ к электронной информации. Информация о произведении и об авторе может быть доступна только с согласия автора, если информация об автора получена неправомерно, то дальнейшее распространение произведения запрещается.

29.10.12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: