Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Содержание

ME Consonants

First Lengthening

ME diphthongs

/aı/, /eı/, /au/, /ou/ and /ɔı/

/mb/ld/nd/rd/ng/

Hund /u/ à hound /u:/

Wild /ı/ à wild /i:/

Cildru /ı/ à children /ı/

Cēpte /e:/ à ME kepte /e/

68. Second Lengthening (12th-13th cc.)

/a/ à /a:/ talu à tale

/e/ à /ɛ:/ specan à spęken

/o/ à /ɔ:/ nosu à nose

/i/ à /e:/ wicu à week /e:/

/u/ à /o:/ duru à dore

The replacement of /i/u/ by /e:/o:/ was characteristic primarily of the Northern dialects, took place in the 2nd half of the 13th c.

69. -iʒ

70. The system of vowels in ME was no longer symmetrical

/k’/ à /t∫/

cild à child

benc à bench

cicen à chicken

cin à chin

/sk’/ à /∫/

scip à ship

scēāp à sheep /e:/

scīnan à shinen /i:/

/g:’/ à /dʒ/

hrycʒ à ridge

henʒe à hinge

72. In the initial clusters / hn- /, / hl- /, / hr- /, / hw- / / h / was lost in ME:

OE hn utu à ME nute à ModE nut

73. The initial /f/ was replaced by /s/ in /fn-/:

OE fnēōsan à ME fnēse à snese /sne:zə/ à ModE sneeze

74. Fricatives in OE – allophones

/f/ vs. /v/ in spelling <f>

/s/ vs. /z/ in spelling <s>

/Ө/ vs. /ð/ in spelling <þ/ð>

75. Fricatives in ME – phonemes

V eyne /′veinə/ (vein) vs. f eine /′feinə/ (feign)

76. O ff ren /f:/ à/f/ (offer) vs. o f er /v/ (over)

77. fV-: vV-; sV-: zV-

V ocal vs. f ocal

78. Voicing of / f / and / s / in Kentish

S ynna vs. Kent. z enne F ree vs. Kent. v

S ilver vs. Kent. z elver F æt vs. Kent. v at

79. Risen à rise /ri: z ə/ à /rai z /

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.. 3

1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения. 4

1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация. 7

1.3. Менеджмент и отношения собственности. 13

1.4. Особенности менеджмента в социальной сфере. 17

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 19

2.1. Исторические предпосылки. 19

2.2. Основные подходы, концепции и школы менеджмента. 25

2.3. Развитие и становление менеджмента в России. 33

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.. 44

3.1. Основные понятия. 44

3.2. Организация как сложная система. 47

3.3. Управление сложной системой. 59

ГЛАВА 4 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 67

4.1. Коммерческие организации. 68

4.2. Некоммерческие организации. 71

4.3. Малые предприятия. Объединения организаций. Дочерние и зависимые общества. 72

ГЛАВА 5. СРЕДА И ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ.. 77

5.1. Внутренняя среда организации. Органы управления. 77

5.2. Внешняя среда организации. 95

5.3. Инфраструктура менеджмента. 98

5.4. Договорная среда менеджмента. 104

ГЛАВА 6. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА.. 108

6.1. Функции менеджмента. 109

6.2. Экономические методы менеджмента. Хозрасчет. Стимулирование. 111

6.3. Экономические методы менеджмента. Ценообразование. 116

6.4. Экономические методы менеджмента. Финансирование и кредитование. 120

6.5. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента. 124

ГЛАВА 7. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И ВЫРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 128

7.1. Основные понятия. Классификация. Методы.. 128

7.2. Моделирование ситуаций. 131

7.3. Процесс подготовки и принятия решений. 138

7.4. Примеры применения количественных методов выработки решений. 144

ГЛАВА 8. ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.. 157

8.1. Основные понятия. 157

8.3. Примеры расчетов на будущее. 165

8.4. Методы прогнозирования. 172

ГЛАВА 9. РИСК МЕНЕДЖЕРА.. 179

9.1. Основные понятия. Теоретические основы.. 179

9.2. Психологические основы риска. 187

9.3. Коллективный риск. 194

9.4. Тактика риска. 199

9.5. Право на риск. 204

ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. КОММУНИКАЦИИ.. 206

10.1. Управленческая информация. 207

10.2. Коммуникации. 209

10.3. Паблик рилейшнз. 214

10.4. Презентация. 218

11.1. Формальные и неформальные группы.. 226

11.2. Власть. Руководство и лидерство. 230

11.3. Работа с людьми. 232

11.4. Разрешение конфликтов. 237

ГЛАВА 12. стиль, имидж и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.. 241

12.1. Стиль и имидж менеджера. 241

12.2. Организационная культура. 251

12.3. Этика и социальная ответственность менеджера. 252

12.4. Качества менеджера. 254

12.5. Управленческий юмор. 256

ГЛАВА 13. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 260

13.1. Баланс предприятия. 260

13.2. Счет прибылей и убытков предприятия. 265

13.3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. 269

13.4. Планирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. 278

ГЛАВА 14. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ИННОВАЦИИ.. 282

14.2. Стратегический анализ. 285

14.3. Инновационный менеджмент. 292

ГЛАВА 15. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.. 296

15.1. Основные понятия. 297

15.2. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия. 299

15.3. Таможенные операции. 303

ГЛАВА 16. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА.. 305

16.1. Основные понятия. Критерии эффективности. Целевая функция. 306

16.2. В поисках эффективного менеджмента. 308

16.3. Расчеты эффективного менеджмента. 313

ДЕЛОВЫЕ РАСЧЕТЫ... 322

ЗАДАЧИ.. 322

РЕШЕНИЯ.. 352

ДЕЛОВОЙ СЛОВАРЬ.. 428

Содержание. 443

Менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики.

Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества.

Несмотря на то, что изучение менеджмента в наших вузах насчитывает уже десяток лет и изданы сотни книг на эту тему, сохраняется неослабевающий спрос на новые книги подобной тематики. И этому есть ряд веских причин.

Во-первых, большинство опубликованных у нас книг по менеджменту, в том числе и учебники – иностранного происхождения. Российскому же читателю сегодня необходимо получать информацию, привязанную прежде всего к отечественным законам, другим нормативным актам и основанную на реалиях нашей жизни. Всего этого, естественно, в книгах-переводах (или представляющих перепевы зарубежных) нет и быть не может.

Во-вторых, материал многих учебников носит сугубо теоретический, порой абстрактный характер, в то время как читатель ищет в литературе ответы на злободневные запросы жизни, практической помощи, необходимой для повседневной деятельности.

В-третьих, изложение материала в ряде учебников неоправданно осложнено, перегружено бесполезной наукообразной информацией. Эти книги неинтересны, их трудно читать (знаю такие, которые никто так и не дочитал до конца), от них мало что остается в памяти.

Все сказанное означает, что попытки создать новые отечественные, практичные и доступные учебники по менеджменту не лишены смысла. Одной из таких попыток является данная книга.

Сохраняя в целом традиционную классическую структуру учебника по менеджменту, данная книга заполняет эту структуру материалом, построенным на современном российском законодательстве и практике управления отечественными организациями. Это прежде всего относится к таким главам книги, как «Организация и ее система управления», «Формы организаций», «Среда и инфраструктура организации».

Качественно новыми являются также подход к менеджменту как к науке и предмету изучения (в том числе к менеджменту в социальной сфере), анализ развития основных идей менеджмента (особое внимание уделено становлению менеджмента в России), главы, посвященные выработке управленческих решений, предвидению, прогнозированию и риску менеджера.

Наряду с традиционными для учебной литературы по менеджменту вопросами управления персоналом, управления коммуникациями, описанием функций и методов управления организациями в данной книге рассматриваются также обычно остающиеся за рамками подобных учебников такие важнейшие проблемы менеджмента, как моделирование ситуации, финансовый менеджмент, международный менеджмент, стратегический и инновационный менеджмент, эффективность менеджмента. Это расширяет рамки учебника, дает возможность более полного панорамного охвата всего многообразия аспектов современного менеджмента.

Практичность книги обеспечивается конкретными рекомендациями по реальным проблемам, подкрепленными многочисленными примерами, описаниями ситуаций, обращениями к действующему законодательству.

Вместе с тем автор отчетливо представляет, что никакая книга не заменяет практику менеджмента, которая может быть получена лишь в результате конкретной деятельности. Для подготовки к такой деятельности менеджер наряду с профессиональными знаниями (их дает учебник) должен овладеть методикой деловых расчетов, обладать необходимыми для этого навыками и смекалкой. Этой цели служат предлагаемые учебником 256 задач из различных сфер деловой жизни с подробными решениями, которые не могут не заинтересовать будущего менеджера.

Чтобы облегчить пользование книгой, сделать ее более понятной, материал разбит на небольшие, законченные в смысловом отношении порции – параграфы. Овладение этим материалом должно оказаться для читателя не только доступным и полезным, но, что не менее важно, интересным и занимательным.

Этой же цели служат открывающие каждую главу перечни рассматриваемых вопросов и понятий, а также заключающие все главы контрольные вопросы (всего их 360).

Усилению занимательности книги, уверен, будет способствовать и управленческий юмор, пожалуй, впервые в отечественной практике удостоившийся «чести» быть помещенным в серьезный учебник.

Для удобства пользования учебником основные понятия могут быть легко найдены в алфавитном предметном указателе, а основные термины – с помощью делового словаря (315 слов).

Учебник написан на основе материала лекций, которые автор более 10 лет читал в ряде вузов Санкт-Петербурга, других городов нашей страны и за рубежом, а также его личного опыта менеджера – генерального директора крупной коммерческой фирмы и консультанта ряда организаций. Этот опыт нашел отражение в ряде книг автора, библиографический список которых помещен в конце учебника.

Учебник полностью соответствует вузовскому стандарту по специальностям управление, менеджмент, экономика и предпринимательство.

Помимо студентов вузов данная книга может быть полезна слушателям менеджер-центров и бизнес-школ, учащимся средних специальных учебных заведений экономического профиля, а также практикам-управленцам: менеджерам, бизнесменам, маркетологам, государственным служащим – всем, кто так или иначе связан с управлением организациями.

1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения.

1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация.

1.3. Менеджмент и отношения собственности.

1.4. Особенности менеджмента в социальной сфере.

· управление · менеджмент · основные черты менеджера · источники научного менеджмента · содержание научного менеджмента · организация · предприятие · учреждение · инфраструктура менеджмента · роль и место отношений собственности в менеджменте · хозяйственное ведение · оперативное управление · доверительное управление · особенности менеджмента в социальной сфере

Грандиозные промышленные предприятия и маленькие фермы, супермаркеты и кафе, учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, органы государственной и местной власти, биржи и банки – все эти организации нуждаются в качественном управлении.

Под управлением при этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Необходимость управления организацией обусловливается потребностями:

– спланировать работу;

– расставить персонал и координировать его действия;

– принимать наилучшие решения;

– активизировать и стимулировать деятельность персонала;

– осуществлять контроль и учет выполненной работы;

– вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.

Перечисленные потребности управленческого воздействия чрезвычайно сложны. В них должны найти отражение интересы населения и персонала организации, закономерности развития экономики, хитросплетения финансирования и кредитования, таинства предвидения и риска.

Особенно сложным управление организацией становится в условиях современной рыночной системы, построенной на экономической свободе, частной собственности и обеспечении прав граждан – на том, чего в России не было более полувека.

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента.

В нашей стране менеджмент занял видное место в ряду поначалу непривычных атрибутов новой жизни, таких, как бизнес маркетинг, лизинг и т. д.

Важно сразу же подчеркнуть, что менеджмент, как и другие реалии рыночной экономики, это не просто старое понятие в новой словесной упаковке. Речь идет не о каких-то отдельных поправках, доделках. Менеджмент – это совсем другое управление, весьма далекое от того, которое существовало при плановой экономике. Коренное качественное отличие заключается как в совершенно новой цели деятельности, так и в методах достижения этой цели.

Цель управления организацией при плановой экономике – выполнение формального плана, задуманного бюрократическим аппаратом. Цель менеджмента – наиболее полное удовлетворение постоянно учитываемых реальных потребностей человека через рыночный механизм спроса, предложения и прибыли.

Метод достижения цели управления организацией при плановой экономике – административное регулирование, базирующееся на внеэкономическом командном давлении. Метод достижения цели менеджмента – создание экономической заинтересованности работника в результатах его труда.

Менеджмент имеет свою историю развития, источники, составные части, научно-теоретическое обоснование и практику.

Понятия «менеджер», «менеджмент» пришли к нам из США. Английский язык, в свою очередь, заимствовал эти слова из латинского: «манус» по-латыни означает «рука». Однако поначалу менеджмент имел значение, весьма далекое от современного: первоначально англичане употребляли это слово не для обозначения руководства организациями – так называли управление лошадьми, искусство верховой езды. А слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь.

В современном значении понятия «менеджер», «менеджмент» появились лишь тогда, когда в связи с развитием и усложнением рыночных отношений владельцы предприятий, хозяева сообразили, что выгоднее не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Этим талантливым специалистам, работающим по найму на основе контракта, собственник стал поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли, задачу ничуть не менее легкую, чем управление норовистой лошадью. Эта нелегкая работа стала весьма хорошо оплачиваться. И сегодня во всем мире по оплате труда менеджеры - на одном из первых мест.

Один из выдающихся руководителей американского бизнеса Ли Якокка в своих мемуарах упоминает о том, что в бытность его генеральным директором компании «Форд» его заработок был в пять раз больше, чем у президента страны. И эти деньги ему, конечно, платили не зря: за год его правления прибыли компании выросли почти в четыре раза.

В странах с рыночной экономикой менеджер – массовая профессия. В США их насчитывается около десяти миллионов - примерно 8 % всех работающих.

Менеджеров можно смело назвать «локомотивами» бизнеса: управление производством и персоналом, меры но снижению издержек и росту прибыли, искоренению брака и достижению высочайшего качества продукции, борьба с конкурентами и установление цены товара, материально-техническое снабжение и многое-многое другое – вот дела менеджера. По если совсем коротко, то, как говорят американцы, главная работа менеджера – «поиски спрятанного золота» – обеспечение высокой прибыли своему хозяину-собственнику.

В поисках «спрятанного золота» менеджеры всемирно известной американской гостиничной фирмы «Хилтон» объезжают все свои новые отели, разбросанные по всему миру. Например, в знаменитой нью-йоркской гостинице «Уолдорф-Астория» они потребовали ликвидировать помпезные декоративные колонны и установить вместо них витрины, которые стали приносить 5 тысяч долларов ежегодно. В чикагском отеле «Палмер» вместо малоприбыльного книжного магазина был открыт коктейль-холл, давший 300 тысяч долларов годового дохода. В гостинице «Плаца» винный погреб был переделан в уютную гостиную, и доход вырос на 500 тысяч долларов.

Для того чтобы оперативно принимать столь ответственные решения, менеджер получает от собственника предприятия практически неограниченные права по управлению, такие, о которых наш хозяйственник времен плановой экономики не мог и мечтать.

Итак, менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли. Короче, руководитель организации в условиях рыночной экономики. А менеджмент – то, чем занимается менеджер.

В отдельных случаях менеджер может и сам выступать в качестве собственника, например владеть акциями предприятия, которым он руководит.

Менеджер представляет новый для нашей страны тип управляющего, обладающий рядом характерных отличительных черт.

Первая черта – кардинально новая цель деятельности, о которой уже упоминалось. Это ведет к принципиально иной системе управления организацией: меняются функции, структура и методы работы органов управления.

Второе отличие – переход к экономическим методам управления организацией. Вместо жесткого администрирования, культивировавшего страх и безропотное подчинение,– пробуждение внутренних интересов работающих, учет мотивов трудовой деятельности, использование действенных стимулов к производительному качественному труду. Экономические методы способствовали развитию еще одного мощного источника повышения эффективности управления – рациональному распределению ресурсов организации: денег, рабочей силы, сырья, топлива, материалов, рабочего времени, интеллектуальных возможностей и организаторских способностей персонала.

Еще одна, третья отличительная черта менеджера – способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер – новатор по природе, ведь рынок – это прежде всего новшества: без новых товаров и услуг на него просто не пробиться. То же самое можно сказать и об умении менеджера прогнозировать экономическую ситуацию и идти на разумный риск.

Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решения и брать на себя за них ответственность.

Овладение профессией менеджера предполагает также следование ряду правил «нужного тона», начиная с одежды и внешнего вида и кончая стилем и современными методами работы с персоналом.

Все вышеназванные отличительные черты менеджера могут быть получены лишь при тщательном отборе потенциальных руководителей, получении ими современных профессиональных знаний, подтвержденных соответствующей аттестацией и приобретением необходимого практического опыта.

Весьма важными для каждого менеджера являются правовая подготовка, владение компьютером, знание иностранного языка, умение вести необходимые расчеты.

Необходимость разрешения сложных и многогранных проблем управления организациями в условиях рынка и соответствующего ему гражданского демократического общества стимулировала появление специальной области знаний – научного менеджмента.

Основные источники этой междисциплинарной области науки можно условно разделить на три потока:

– социально-экономический поток, к которому относятся социология, психология, политэкономия и философия;

– кибернетический поток, включающий собственно кибернетику, теорию сложных систем и синергетику;

– поток управления техническими системами, к которому можно отнести теорию управления и теорию автоматического регулирования.

Первый поток принес в менеджмент научное обоснование организации коллективного труда и руководства трудовыми коллективами, знание закономерностей рыночных отношений и экономики предприятий.

Второй поток дал менеджменту теорию построения структуры организации и ее системы управления, методы обоснования и принятия оптимальных управленческих решений, прогнозирования и риска, знания но самоуправлению и самоорганизации сложных систем.

Третьему потоку менеджмент обязан знаниями в области управления современным производством и его автоматизации, компьютеризации выработки управленческих решений, обеспечения высокой надежности систем управления.

Указанные источники реализуются в современном менеджменте в качестве его составных частей в трех основных сферах деятельности:

1. В коммерческой сфере – в интересах бизнеса-предпринимательства. Здесь менеджмент используется для управления коммерческими предприятиями, производящими товары и услуги. Его главной целью является получение высоких прибылей.

2. В социальной сфере – в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, социальной работы с населением (помощь слабо защищенным гражданам, защита интересов семьи, детей, женщин, работа с наркоманами и т. д.), а также в организациях, управляющих социальными процессами (занятость населения, миграция, формирование доходов и т. д.). Главная задача менеджмента здесь – достижение уставных целей этих учреждений и организаций.

3. В политической сфере – в органах исполнительной власти на государственном и местном (муниципальном) уровне управления. Здесь главная задача – обеспечить управление субъектами Федерации и муниципальными образованиями в условиях рыночной экономики и гражданского демократического общества.

В данном учебнике будут рассмотрены более подробно первая и вторая из названных сфер приложения менеджмента, для которых характерно управление коммерческими и некоммерческими предприятиями и учреждениями, имеющими целью извлечение прибыли и решение уставных задач соответственно.

Научным окружением современного менеджмента являются социальная психология, хозяйственное право, маркетинг, экономическая теория, экономико-математические методы и другие науки.

Менеджмент использует научный аппарат математического моделирования, методы исследования операций (теорию вероятностей, математическую статистику, математическое программирование, теорию игр), теорию управления сложными системами и другие современные знания.

Предметом менеджмента, объектами его изучения являются:

– формы организации и соответствующие отношения собственности;

– структура организаций;

– внешняя и внутренняя среда организаций;

– инфраструктура менеджмента,

– деловые коммуникации;

– функции менеджмента;

– методы менеджмента;

– моделирование управленческих процессов;

– системы управления предприятием;

– оптимизация распределения ресурсов;

– выработка у правленческих решений;

динамика групп, власть и лидерство;

– управление персоналом (персонал-менеджмент);

– конфликты н их разрешение;

– управление финансами (финансовый менеджмент);

– риск (риск-менеджмент);

– хозяйственно-финансовый анализ;

– этика менеджмента;

– эффективность управления организацией;

– новации в менеджменте.

В годы экономической реформы в нашей стране сложилась целостная система изучения менеджмента в высших и средних специальных учебных заведениях, школах бизнеса, менеджер-центрах, на курсах усовершенствования руководителей и специалистов предприятий, а также органов государственного и муниципального управления. Разработаны программы изучения менеджмента в этих учебных заведениях и издана необходимая учебная и методическая литература.

К сожалению, нельзя не отметить, что подавляющее большинство учебников по менеджменту сегодня представляют прямые или слегка переделанные переводы иностранных книг, которые чаще всего оказываются весьма далекими от действующего российского законодательства, реалий отечественной экономики, а также практики хозяйственной и административной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: