Функции социально ориентированного государства 10 страница

Учитывая решающую роль объективных предпосылок возникновения государства, не стоит вместе с тем сбрасывать со счетов субъективный фактор, значение которого все более увеличивается.

Появление государства обуславливается:

1) экономическими причинами, связанными с регулированием присваивающей экономики, правовой регламентацией частной собственности, необходимостью организации крупных общественных работ и объединения для этого больших масс людей;

2) социальным расслоением общества на антагонические классы, стремлением экономически господствующего меньшинства сохранить и приумножить частную собственность, закрепить экономическое влияние внешнеэкономическими способами, держать в повиновении эксплуатируемое большинство, поддерживать общественный порядок;

3) потестарная власть, характерная для первобытного общества, в новых социально-экономических условиях потребовала политического, государственного решения вопросов. Экономически господствующий класс только благодаря государству становился политически и юридически господствующим классом (В.И. Ленин);

4) решение не только классовых, но и общесоциальных интересов породило необходимость в особой силе государства, умеряющем столкновения, солидаризирующем, обеспечивающем компромисс частного и общественного, индивидуального и коллективного.

Традиционно выделяют (противопоставляют) восточный и западный, а также синтезный путь формирования государства.

Деление на восточный (азиатский) и западный путь (страны Западной Европы) условно. Можно также говорить об особенностях возникновения государственности в странах Африки, Америки и Австралии, о раннеклассовых государствах, древнеахейских государствах, городах-государствах и др.

Ряд авторов считают, что первичные государства проходят две основные стадии развития. Первая – ассоциируется с древневосточным земледелием, вторая – относится к периоду античного (Древняя Греция, Древний Рим) рабовладения.[36]

К восточному (азиатскому) типу возникновения государства относят наиболее древние государства конца IV – начала III тыс. до н.э.: Египетское, Шумерское, Ассирийское, Хеттское, а также Древнеиндийские и Древнекитайские государства II тыс. до н.э., которые появляются в благоприятных природноклиматических условиях. Таким путем образовались древние государства не только в Азии, но и Восточной Европе, Африке, доколумбовой Америке. Для данного типа государства характерен длительный плавный переход родоплеменной организации в государственную. В результате объединения племен происходит захват власти родоплеменной знатью, из среды которой выделяется правитель – деспот.

Особенности восточного пути образования государства:

1) необходимость объединения больших масс людей для применения коллективного труда на строительстве каналов, ирригационных сооружений, оросительных систем;

2) частная собственность и классы не сыграли той решающей роли, как при западном пути, напротив, возникновение государства на Востоке само активизировало процесс формирования классов. Господствующий класс узурпировал, прежде всего, не сами средства производства, а управление ими. Деспотический характер власти распространялся на всех подданных. Поэтому там для чиновника потеря должности означала, как правило, и потерю собственности, а порой и жизни;

3) особая роль коллективной собственности – общинной, храмовой, а также государственной (прежде всего, на землю и воду);

4) право органически вытекало из норм религии и морали, требования которых санкционировались государством.

Западный путь формирования государства был обусловлен, прежде всего, социально-экономическими причинами: совершенствованием орудий труда, ростом производительности труда, появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов с противоположными интересами и классовых антагонизмов. Это было средство «спасения» общества, гармонизации, сбалансирования, выражения классовых и общесоциальных интересов. Так формировались государства Древней Греции и Древнего Рима.

Право в Западной Европе идет от обычая к правовому обычаю, затем к законам, договорам, судебным решениям, испытывая на себе сильное влияние идей христианства. Классики марксизма-ленинизма, анализируя западный путь, отмечали, что государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены.[37]

Выделяют два основных пути возникновения государственной власти:

- «аристократический»[38] путь через военно-иерархические структуры и династическую монополизацию государственных должностей;

- «плутократический»[39] путь через закрепление политических привилегий экономически господствующего класса.

Следует иметь в виду, что при общих причинах, выделяя главные факторы, не нужно отказываться от комплексности, многообразия, учитывать при этом специфику страны, ее историю, традиции, особенности развития культуры и другие материально-духовные предпосылки.

Синтезный, или интегративный, путь является «промежуточным», соединяющим в себе признаки восточного и западного. Таким образом формировались государства Германии, Ирландии, России и другие.

Для синтезного пути характерно «… длительное сохранение общинной организации, общинной собственности на землю, органов племенной демократии и правления родоплеменной знати при одновременном складывании имущественного неравенства и зарождении частной собственности».[40] Рабский труд не получил здесь широкого распространения, поэтому государства этого типа возникают как раннефеодальные.

Государство – это особая политическая организация общества, официально его представляющая, обладающая публичной властью и защищающая как классовые, так и общесоциальные интересы.

В отличие от первобытного общества, где власть была потестарной, не отделенной от самого общества, государственная власть носила политический, публичный характер и состояла из особой категории людей, отделенной от общества и профессионально занимающейся управлением.

Существует множество теорий происхождения государства. Среди основных можно выделить следующие:

- теологическая концепция (А. Августин, Ф. Аквинский, Ж. Маритен) подчеркивает особую роль религии и идеи божественного происхождения государства, выделяя концепцию «двух мечей», где религиозная власть имеет приоритет над светской;

- патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский) выделяет ведущую роль большой семьи во главе с отцом-патриархом;

- договорная (Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) рассматривает государство как результат договора между народом и властью, когда народ отдает государству часть своих прав, требуя взамен защиту, порядок, процветание;

- теория насилия (Г. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) абсолютизирует роль войны, захват других народов и чужих территорий путем насилия;

- ирригационная концепция (К.-А. Виттфогель) выделяет особенности возведения ирригационных сооружений в восточных обществах;

- историко-материалистическая трактовка (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) подчеркивает главную роль частной собственности и антагонических классов с противоположными интересами;

- психологическая (Г. Тард, Э. Фромм, Л.И. Петражицкий) абсолютизирует психологический аспект в образовании государства;

- органическая (Платон, Г. Спенсер) рассматривает функционирование государства по аналогии с живым биологическим организмом.

В последнее время появилось множество новых теорий, ждущих своего анализа и объяснения.

Абсолютизация, как известно, неизбежно ведет к догматизму и искажает реальную действительность. Только учет всех факторов, анализ исторических особенностей позволяют создать объективную картину данного сложного процесса.

Государство характеризуется рядом признаков:

1) наличие аппарата публичной власти;

2) территориальное деление населения;

3) суверенитет;

4) единая система прав и обязанностей, охраняемых государством.

Государство – это универсальная политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма.

Государство – это особая политическая организация общества, официально его представляющая, обладающая публичной властью и защищающая как классовые, так и общесоциальные интересы.

т е м а 13. формы государства

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Политический режим.

Важнейшей характеристикой государства выступает его форма. И. Кант определяет форму как принцип упорядоченности и систематизированности государства. Именно форма во времена гигантских перемен и катаклизмов спасает государство от его распада. Диалектическая связь формы и содержания ярко проявляется на примере государства. При этом форма содержательна, а содержание оформлено. Форма выступает как проявление содержания. Форма обладает и относительной самостоятельностью, выражающейся в преемственности, наличии внутренних законов развития. Однако на уровне государства отсутствует строгая причинно-следственная зависимость формы и содержания «Так, и правовое, и полицейское государство допускает республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное – государственное устройство. Государственная власть в форме монархии и в форме республики могут решать одни и те же задачи. Социальная направленность государственной политики, патерналистские функции государства возможны в условиях и демократического, и авторитарного государственного режима».[41]

Форма государства – это совокупность его сущностных сторон: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима.

Форма государства – это способ организации, устройства и осуществления государственной власти.

Совокупность различных факторов влияет на форму государства: тип государства, соотношение классовых, социальных сил, исторические, национальные, культурные, религиозные традиции, государственная идеология, экологический, географический факторы и т.д.

Еще древнегреческие философы и римские юристы уделяли особое место исследованию формы в соотношении с материей. Так, Платон и Аристотель признавали первичность формы по отношению к материи (рассматривая это на примере медной статуи), а римские юристы вообще считали, что именно форма дает бытие вещи. Поиски лучших, «правильных» и наиболее оптимальных форм государства идут с древнейших времен и по настоящее время. Дискуссии здесь не затухают.

Форма государства включает в себя:

1) определенный порядок образования, организации и деятельности органов государственной власти;

2) способ территориального устройства государства, порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной власти;

3) способы, приемы и методы осуществления государственной политики.

Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти. Она включает в себя порядок ее образования, структуру, характеристику полномочий, компетенцию.

Выделяют две формы правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. monarchiа – единовластие) – это форма правления, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается, как правило, по наследству[42].

В историю политико-правовой мысли монархи вошли под различными названиями: фараоны, шахи, эмиры, раджи, султаны, инки, государи, базилевсы, князья, короли, цари, императоры и т.д.

Признаки монархии:

- бессрочность правления (ограниченная временем жизни);

- передача власти, как правило, по наследству;

- во внутренней и внешней политике монарх выступает как глава государства, представитель и «лицо» государства;

- его власть верховна и суверенна, в ряде случаев объявляется священной и наделяется религиозным ореолом («помазанник божий»);

- монарх обладает определенным титулом, содержится на средства государственной казны и имеет право на особый церемониал.

Монарх персонифицирует, олицетворяет единство нации, объединяет все ветви власти.

Виды монархий: абсолютные и ограниченные.

Абсолютная – власть монарха никем не ограничена. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. Данная форма тяготеет к произволу, тирании, безудержной эксплуатации, где монарх может действовать как неограниченный деспот. Эта форма наибольшее распространение получила на Древнем Востоке и в рабовладельческих государствах средневековой Европы. В настоящее время к абсолютной монархии можно отнести государства: Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия, где монарх сосредотачивает в своих руках светскую и религиозную власть (Ватикан, Иран, Саудовская Аравия). Ограниченные монархии делятся на парламентские (парламентарные) и дуалистические. Парламентская монархия – это форма правления, где власть монарха ограничена парламентом, который обладает законодательной властью, а исполнительная власть принадлежит правительству, которое ответственно перед парламентом, монарх «царствует, но не правит», выполняя представительские функции, обращается к парламенту с речью на открытии его сессии, принимает верительные грамоты от послов иностранных государств, подписывает некоторые официальные документы. Парламентскую монархию иногда называют конституционной (Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и т.д.). Конституционная монархия – это форма правления, где, согласно Конституции, происходит распределение власти между монархом и парламентом. Дуалистическая монархия – это форма правления, где разделение власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Парламент принимает законы, а монарх сохраняет контроль над правительством (Марокко, Иордания, Бутан, Бруней).

Республика (от лат. respublica – общественное дело, дело народа) – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется на определенный срок выборными органами. «Фактически, республика есть аналог греческого термина демократия.[43] Вместе с тем истории известны: аристократическая республика (Римская республика VI–I вв. до н.э.), демократическая республика (Афинское государство), городские республики в период феодализма (Генуя, Венеция, Великий Новгород, Псков), Парижская Коммуна, советская республика, народная демократия и др.

Признаки республики:

- отсутствие института правящей династии;

- выборность органов власти;

- деятельность органов государства ограничена определенным сроком пребывания у власти;

- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

В настоящее время большинство современных государств в мире являются республиками (5/6). В зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно подотчетно, выделяют парламентскую, президентскую и смешанную республику.

Парламентская республика – это форма правления, где верховная власть принадлежит парламенту.

Признаки парламентской республики:

- верховенство парламента в государственной жизни страны;

- правительство формируется партией, получившей большинство голосов на выборах в парламент;

- правительство ответственно перед парламентом;

- руководителем государства является глава правительства – премьер-министр, лидер победившей на выборах партии;

- глава государства – президент – избирается парламентской коллегией выборщиков. Власть его номинальна, его действия могут быть реализованы с согласия правительства, а изданные им нормативные правовые акты приобретают юридическую силу лишь после одобрения правительства или парламента.

Президент, как правило, выполняет церемониальные функции. Не случайно его положение порой сравнивают с положением монарха в парламентской монархии.

К парламентским республикам относятся современные: Италия, Австрия, ФРГ, Венгрия, Финляндия, Чехия, Эстония, Польша.

Наибольшее распространение в мире получила президентская республика. Это рассматривается как общая мировая закономерность.[44]

Президентская республика – это форма правления, при которой президент наделен реальной властью.

Признаки президентской республики:

- президент – глава государства;

- арбитр между ветвями власти, символ единства;

- имеет широкие государственные полномочия;

- играет ведущую роль в осуществлении власти;

- избирается народом путем прямых выборов либо коллегией выборщиков (США);

- назначает и смещает правительство (единолично либо с согласия парламента);

- президент является верховным главнокомандующим, вправе объявить военное или чрезвычайное положение;

- имеет право самостоятельно издавать нормативные и правоприменительные акты, имеет право вето на законы, принятые парламентом;

- президент не может распустить парламент, парламент в случае злоупотребления президентом властью, совершения преступления, грубого нарушения Конституции может отстранить президента от власти путем импичмента.

В президентской республике в ряде государств президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Мексика) либо не является главой правительства, хотя непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета министров.

Как правило, действует принцип разделения властей через систему «сдержек и противовесов».

Смешанная республика – это форма правления, которая сочетает признаки парламентской и президентской.

Признаки смешанной республики:

- сочетание «сильного» парламента и «сильного» президента;

- президент избирается в ходе всенародного голосования, но не является главой правительства;

- правительство назначается президентом, но с согласия парламента;

- правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия) и перед президентом (отставка);

- президент определяет многие функции внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые вопросы с согласия парламента;

- президент как глава государства выполняет представительские функции, обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы, международные договоры, принимает нормативные правовые акты и т.д.

Примерами смешанных республик являются: Украина, Франция, Республика Беларусь, Российская Федерация.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, его территориально-политическое деление, обуславливающее взаимодействие органов государства с органами его собственных частей.

Формы государственного устройства делятся на простые и сложные. Простые включают в себя унитарное государство с государственными автономиями, административно-автономными единицами.

Сложные включают: федерацию, конфедерацию, протекторат, империю, унию, фузию, инкорпорацию.

Унитарное государство (от лат. unus – один) – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц не обладающими признаками государственного суверенитета, на территории которого действует единая система государственной власти.

Признаки унитарного государства:

- единство и однородность территории;

- деление страны по административно-территориальному признаку, где административные единицы не обладают политической самостоятельностью;

- единая Конституция;

- единая система высших органов власти и управления;

- единое законодательство;

- единая судебная система;

- единое гражданство;

- единая денежная, налоговая система.

Унитарное государство может быть централизованным (во главе местных органов власти стоят чиновники, назначенные центром) и децентрализованным (имеется определенная самостоятельность местных выборных органов власти в решении региональных проблем). Унитарное государство может быть национальным (Франция, Эстония, Япония) и многонациональным (Китай, Афганистан).

К унитарным государствам относятся также: Великобритания, Испания, Болгария, Венгрия, Греция, Польша, Украина, Финляндия, Республика Беларусь, Франция и т.д.

Большинство государств мира являются унитарными.

Федерация (от лат. fedus – союз) – это сложное союзное государство, состоящее из ряда государств или государственных образований.

Признаки федеративного государства:

- территорию федерации составляют территории ее субъектов;

- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти, символику;

- разделение полномочий федерации и субъектов федерации;

- наличие, как правило, двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти – федеративных и субъектов федерации;

- двойная система налогов;

- двойное гражданство;

- парламент, как правило, двухпалатный: нижняя палата представляет интересы всех граждан, верхняя – субъектов федерации.

Как разновидности, выделяют территориальную (административную) федерацию (США, Мексика, Бразилия, Германия), национальную (Бельгия, Индия) и смешанную (Россия).

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства, большинство из которых – крупные и средние по территории и численности населения.

Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для совместного решения политических, экономических, военных и других задач. Следует согласиться с А.В. Поляковым, что конфедерация не форма государственного устройства, а союз нескольких самостоятельных государств. Создается она при добровольном согласии всех членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления. Государства, создающие конфедерацию, сохраняют свой собственный суверенитет на всем протяжении существования конфедерации.

«Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории государств, ее образующих, только при их согласии на это. Каждое государство – член конфедерации – обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории. Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое»[45].

Примеры конфедерации: Ганзейская лига (1367–1669), Швейцарский союз (1815–1848), Нидерланды (1579–1795), США (1781–1787), Австро-Венгрия, Европейский Союз, СНГ и т.д.

Протекторат – это союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное в военном, экономическом плане государство покровительствует более слабому, защищая его интересы.

Уния – объединение государств различного характера (путем федерации, конфедерации, империи, фузии, инкорпорации).

Империя – сложное государство, созданное насильственным либо мирным путем. Она состоит из метрополии и колоний (Римская, Османская, Британская, Французская, Испанская, Российская империи).

Фузия – воссоединения государств (ГДР и ФРГ).

Инкорпорация – это государство, созданное путем присоединения одного к другому (1939 г. – Западная Украина и Западная Белоруссия к СССР, 1940 г. – прибалтийские государства к СССР и т.д.).

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Это самая подвижная часть формы государства. Он бывает демократический и антидемократический. Это зависит от степени участия народа в управлении, порядка формирования органов государственной власти, их компетенции, роли права, степени реализации на практике прав и свобод граждан.

Демократический режим характеризуется:

- выборностью и сменяемостью органов государственной власти;

- разделением властей;

- наличием у граждан прав и свобод;

- верховенством права;

- существованием оппозиции;

- наличием гражданского общества;

- политическим плюрализмом.

Виды демократического режима:

- рабовладельческая демократия;

- феодальная демократия;

- буржуазная демократия;

- социалистическая демократия;

- либерально-демократический (основанный на личной свободе и частной собственности) и др.

Черты антидемократического режима:

- отсутствие выборов либо псевдовыборы;

- приоритет государства над правом;

- массовые нарушения законности и правопорядка;

- отсутствие демократических прав и свобод;

- опора на карательные органы и принуждение;

- агрессивность внешней политики, всеохватывающая милитаризация страны;

- отсутствие плюрализма в политической, экономической и идеологической жизни.

Виды антидемократических режимов:

- фашистский, основанный на расовой теории, идеологии нацизма, антисемитизма, непререкаемой власти вождя, оболванивании масс, опоре на репрессивные органы власти, терроре и беззаконии;

- тоталитарный, рассчитанный на массовые репрессии, страх, связанный с насаждением культа личности, господством одной партии и идеологии, унификацией поведения граждан, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни;

- авторитарный, представленный в виде диктатуры или хунты, прибегающих к насилию для сохранения господства лидера, где ограничены политические права и свободы, отсутствует разделение властей, а выборы носят недемократический характер.

Форма государства – это совокупность его сущностных сторон: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима.

Форма государства – это способ организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти.

Выделяют две формы правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. monarchiа – единовластие) – это форма правления, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается, как правило, по наследству.

Республика (от лат. respublica – общественное дело, дело народа) – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется на определенный срок выборными органами.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, его территориально-политическое деление, обуславливающее взаимодействие органов государства с органами его собственных частей.

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Он бывает демократический и антидемократический.


Т Е М А 14. ФУНКЦИИ И АППАРАТ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие и классификация функций государства.

2. Механизм государства и государственный аппарат.

3. Государственный аппарат Республики Беларусь.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства:

1) функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;

2) в функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене;

3) функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности;

4) в функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: